В Тюмени, в сквере Авиаторов, в 2015 году был установлен интересный памятник, точнее целая композиция. В её основе - металлическая конструкция, символизирующая устремлённый вверх самолёт, на крыльях которого изображены тематические авиационные сцены. А перед этой конструкцией установлены скульптуры пилотов: один в лётном шлеме, куртке и унтах, второй - в фуражке и кителе, что символизирует прошлое и настоящее тюменской авиации. На постаменте, по которому "идут" лётчики, нанесена надпись: "Авиаторам Тюменской области посвящается".
Рядом установлена стела в виде знамени, на которой указана дата образования Тюменского управления гражданской авиации - 1967 год, а также все входившие в него авиаотряды.
Самое интересное в этом мемориале - это стелы - "крылья", на которых изображены разные модели авиатехники в соответствующем антураже. Конечно же, большое внимание уделено вертолётам, без которых на Севере никак. На первой стеле изображены два вертолёта: Ми-1, прилетевший к оленеводам, и Ми-6, доставляющий балок на буровую площадку. На Ми-6 нанесён бортовой номер (СССР-21132) реального вертолёта 1966 года выпуска из Мячковского авиаотряда, среди прочего выполнявшего и работы на нефтяных и газовых месторождениях Севера.
На следующей стеле - "рабочая лошадка" Ми-8 и тяжёлый Ми-26, выгружающий привезённый им КамАЗ. По бортовому номеру Ми-8 (СССР-22021) информацию найти не удалось, а вот номер его соседа (RA-06001) принадлежит вертолёту Ми-26Т 1985 года выпуска, который работал в компании "Ютэйр" до 1998 года, а сейчас находится на хранении.
Ещё два сюжета посвящены самолётам, и начинается всё с работяги Ан-2, а рядом с ним расположился его внушительный "коллега" - Ил-76. Бортовые номера опять реальные: Ан-2 с номером СССР-35529 был выпущен в 1970 году и до своего списания в 1986-м выполнял рейсы из Тюменского аэропорта "Плеханово". А Ил-76ТД с номером RA-76842 летает до сих пор в авиакомпании "Авиакон Цитотранс", крупном грузоперевозчике. Именно этот самолёт доставлял грузы и в Тюмень, так что попадание его на памятник вполне оправдано.
Пассажирские лайнеры представлены классическими Ан-24 и Ту-134А. На первом из них бортового номера не видно, зато второй (СССР-65012) принадлежит очень примечательному самолёту. Ту-134А, которому принадлежит этот номер, был выпущен в 1976 году и работал сначала во 2-м объединённом Тюменском авиаотряде, а потом, до 2000 года, в авиакомпании "Тюменские авиалинии". Потом он долгое время находился на хранении, а в прошлом году был установлен в качестве памятника в аэропорту "Рощино".
Так что при следующем визите в Тюмень постараюсь обязательно съездить в Рощино, чтобы посмотреть и сфотографировать памятник Ту-134А.