Фотоперечень экспонатов Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге, сделанный летом 2018г.
Начнем с паровозов. Всего в экспозиции представлен 21 паровоз (+1 в разрезе): Еа-2201, Ел-534, Л-2298, ЛВ18-002, Ов-6640, Од-1080, П36-0251, С-68, Су-253-15, СО17-1137, СО17-2286, СО17-2413, Тк3 1105, ТЭ-6769, ФД20-1103, Эм-730-31, Эр-750-04, 9П 15-387, бестопочный 9305, ТТ-1770, Ь-2023
(слева Эр 750-04, справа Еа-2201)
Далее 38 фото (в алфавитном порядке; все кликабельны):
Магистральные паровозы:
Еа-2201
Первый из серии паровозов, построенных в США для СССР по программе ленд-лиза .
Год выпуска 1944, формула 1-5-0, служебный вес 100 т (+70 т тендер), мощность 1950 [2200] л.с., скорость 70 км/ч
Ел-534
"Русский Декапод". Строились в США для России в годы Первой мировой.
Год выпуска 1917, формула 1-5-0, служебный вес 91 т (+49 т тендер), мощность 1600 л.с., скорость 70 км/ч
Л-2298
Л (в честь конструктора Лебедянского, "Лебедянка") - магистральный грузовой паровоз, выпускался в 1945-55г. Первоначально (до 1947г) именовался П - "Победа". Один из лучших и самых массовых советских паровозов.
Формула 1-5-0, служебный вес 103 т, мощность до 2200 л.с., скорость 80 км/ч.
ЛВ18-002
ЛВ - магистральный грузовой паровоз, выпускался в 1952-56гг. Самый конструктивно совершенный среди советских паровозов (КПД до 9,2%).
Формула 1-5-1, служебный вес 121 т, мощность 2600 (до 3500 на усоверш.варианте) л.с., скорость 80 км/ч.
Ов-6640
Паровозы типа О (в т.ч. модификация Ов - "Овечка") - самая массовая дореволюционная серия паровозов. В различных модификациях строились (в основном) с 1890 по 1915гг. Всего было выпущено более 9000 шт. - настоящая "рабочая лошадка" дореволюционных ЖД.
Ов-6640 - один из старейших сохранившихся. В годы ВОВ, как и многие другие "овечки", был забронирован и использовался в составе бронепоезда.
Год выпуска 1902, Формула 0-4-0, служебный вес 52 т, мощность до 600 л.с., скорость до 55 км/ч.
Тендер от Ол-1236.
Од-1080
Од - модификация паровозов типа О с кулисным механизмом Джоя. До 1912г именовались «паровозы нормального типа 1897 г.»
Год выпуска Од-1080 - 1900.
П36-0251
П36 (неофициальное название "Генерал") - магистральный пассажирский паровоз, выпускался в 1950-56гг. Последний советский пассажирский паровоз.
Год выпуска 1956. Формула 2-4-2, служебный вес 133 т, мощность до 3100 л.с., скорость 125 км/ч.
С-68
"Сормовский" - предназначался в первую очередь для вождения курьерских поездов. Выпускался в 1910-1919гг. Один из лучших дореволюционных пассажирских паровозов.
С68 построен в 1913г на Невском заводе. Единственный уцелевший представитель серии.
Формула 1-3-1, служебный вес 76 т, мощность до 1200 л.с., скорость 115 км/ч.
Су-253-15
Су ("Сормовский усиленный") - пассажирский паровоз выпускавшийся в 1924-41 и 1947-51гг. (существовало 4 основных модификации). Спроектирован на базе паровоза С. Основной пассажирский паровоз в предвоенные годы.
Формула 1-3-1, служебный вес до 88 т, мощность 1380-1560 л.с., скорость 115 км/ч.
СО ("Серго Орджоникидзе") - магистральный грузовой паровоз, выпускался с 1934 по 1951г. Строился для замены серии Э, будучи мощнее его, но не таким большим, тяжелым и сложным, как ФД.
Формула 1-5-0, служебный вес до 105 т, мощность до 2200 л.с., скорость до 75 км/ч.
Паровозов типа СО в музее целых 3 штуки.
СО17-1137. На этом паровозе можно зайти в кабину машиниста.
СО17-2286 установлен на улице перед входом в музей:
СО17-2413 установлен на поворотном круге:
Тк3 1105
Финский грузовой паровоз. Строились в 1928-53гг, часть по репарациям после ВОВ передана в СССР (но не данный Тк3-1105, который был построен в 1943г, работал в Финляндии и поступил в музей по обмену).
Формула 1-4-0, вес служебный 52 т (73 т с тендером), мощность 600 л.с., скорость 60 км/ч.
ТЭ-6769
"Трофейный, эквивалентный паровозу серии Э" - немецкий паровоз 52-й серии ("военная серия"), производившейся в годы ВМВ на многих заводах Германии и др.стран. Большое кол-во (св.2000) их попало в СССР как трофеи и по репарациям.
Год выпуска 1943, формула 1-5-0, вес служебный 86 т (135 т с тендером), мощность 1500 л.с., скорость 80 км/ч.
ФД20-1103
ФД ("Феликс Дзержинский") - магистральный грузовой паровоз, выпускался с 1931 по 1941г. Самый тяжелый и мощный советский грузовой паровоз.
Год выпуска 1936, формула 1-5-1, вес служебный 137 т (235 т с тендером), мощность до 3100 л.с., скорость 85 км/ч.
Э - серия грузовых паровозов выпускавшаяся с 1912 по 1957г. Выпущено более 10 800 шт. в различных модификациях - самый массовый паровоз в истории. Вклад этих машин в историю России и особенно СССР огромен (они были участниками всех побед и поражений первой половины ХХ века в нашей стране).
Формула 0-5-0, вес служебный 80-85т, мощность 920-1300 л.с., скорость 55-65 км/ч.
В музее представлен в двух модификациях:
Эм-730-31
Эр-750-04
Вариант с котлом от паровоза серии Су. Год выпуска 1943, вес служебный 86 т (с тендером 150 т), мощность 1500 л.с., скорость 65 км/ч.
Промышленные и танки-паровозы:
9П 15-387
Маневровый и промышленный танк-паровоз. Выпускались в 1935-41 и 1946-57гг.
Год выпуска 1953. Формула 0-3-0, вес служебный 55 т, мощность 320 л.с., скорость 35 км/ч.
бестопочный 9305
Такие паровозы заправлялись горячей водой и паром от внешнего источника. Применялись на взрыво- и пожароопасных производствах.
Год выпуска 1928, формула 0-3-0, масса порожнего 36 т, служебный вес 90 т, макс.давл.пара 25 атм.
ТТ-1770
ТТ- "Трофейная трехпарка".Построен в Германии в 1913г (серия 91, она же Т9.3).
Формула 1-3-0, вес служебный 60 т, мощность 950 л.с., скорость 65 км/ч.
(к сожалению, как и 9П, стоит в узком стойле и почти в кромешной тьме, так что сбоку не снять).
Ь-2023
Выпущен в 1897г Коломенским заводом - один из старейших паровозов в России.
Формула 0-3-0, вес служебный 42 т, мощность 350 л.с., скорость 45 км/ч.
И ещё один паровоз серии Э представлен в "разрезанном" виде:
,
,
А еще можно спуститься в яму между рельсами и посмотреть на паровоз снизу.
В общем, музей замечательный и категорически рекомендуется к посещению.
Сайт музея Адрес: м."Балтийская", Библиотечный переулок, 4, корпус 2 - рядом с путями Балтийского вокзала (нужно обойти его справа, и войти в ворота, над которыми написано "Гатчинский двор" - и вперед до упора).
Время работы - среда-воскресение, 10.30-18.00
Информация взята из сопроводительных табличек, Википедии, сайтов
Trainpix и
Pro-parovoz.ru