Контекст. В настоящее время, как никогда, пожарным требуется положительный образ пожарной охраны. В Иркутске 29 апреля, накануне Дня пожарной охраны проходили соревнования пожарных команд. Для меня главное, что из запасников и из действующих депо выставили множество интересных машин.
Машина. ПМГ-19М. Автоцистерна АЦП-20 (63) модель 19М. 1964-67 гг. Назначение доставка расчета пожарных, воды, пенообразователя, штурмовой лестницы. Машина укомплектована авто насосом.
Наш экземпляр выпущен в 1964 году, ее номер 638, пробег по спидометру 5770 км. Прошло время автомобили пошли на списание, этой машине повезло, она попала в
музей пожарной охраны , остается на ходу, участвуют в «Байкал мотор шоу», создают положительный образ пожарной охраны. Хранитель музея говорит, что пробег родной, не скручивали и не накручивали. Интересные впечатления после возможности посидеть в машине. Она довольно тесная, с ростом 1,8 метра кабина на пределе. Во второй кабине сиденье жесткая лавка и сама кабина предельно тесная. Как три номера расчета перевозились в зимней одежде это для меня большой вопрос. Машина судя по мощности двигателя 85 л/с, не резвая. Глядя на размер зеркал и способ переключения сигналов поворота, сразу понимаешь, что интенсивность движения во времена ее службы совсем не те, что сейчас.
Еще, что интересно так это то, что никаких намеков на приборы связи в машине нет. Помощи не будет. Нет и обогрева насоса и цистерны с водой, а ведь у нас бывает зима. Читая таблички внутри машины понимаешь, что тосола тоже еще нет, воду слить, воду налить. Работа шофера тогда куда хлопотнее чем сейчас. Как нет и усилителя в рулевом.
Несомненно радует, что машину сохранили комплектной, зеркала и оптика на родные, насос, лестница, все шильдики и таблички на месте. Как будто она только вышла из депо. Ничего не течет. И такой незабываемый звук первой передачи, из моего детства когда дежурный газик приходил на станцию Кимильтей из совхоза им. Ленина...
Краткая характеристика: боевой расчет - 5 чел., вода - 950 л., пенообразователь - 105 л., насос - ПН-20Л, подача - 20 л/с (1200 л/мин) при 9,5 атм., привод насоса - от КОМ КО-1,26, установленной на "раздатке", передаточное число - 1,26:1, редуктор повышающий РП-1,6, передаточное число - 1,648, колесная база шасси - 3300 мм., габариты: 6100х2100х2550 мм., угол свеса - 48°/28°, полная масса - 5.300 т., макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на привод насоса - 16,5 л/час.
Время. В шестидесятые годы прошлого века дорожная сеть Иркутской области часто еще в гравийном исполнении, а на селе в грунтовом. Для пожарных в пригороде, в лесоохране и на селе требовался автомобиль повышенной проходимости, поэтому базой для него стал ГАЗ-63. С учетом сдвоенной кабины для полноценного размещения боевого расчета, но при ограниченных габаритах и грузоподъемности, автомобиль не мог взять «на борт» большой запас огнегасящих средств, да и «резвым» его не назовешь. Но "дорога ложка к обеду" машина могла преодолеть сезонную распутицу, глубокий снег, пашню, лесные заросли и прочее бездорожье, благодаря чему и удавалось ликвидировать «труднодоступные» пожары.
Производилась на Варгашинском заводе ППО, Курганская обл., р.п. Варгаши, ул. Кирова, 83, теперь это предприятие называется
ЗАВОД ПРОТИВОПОЖАРНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ . Завод основан в августе 1941 году на базе эвакуированного Новоторжокского завода противопожарного оборудования.