Этот монумент мало того, что является редким примером увековеченного скрепера, да ещё и в тандеме с толкачом-бульдозером, но и история появления его уникальна - возведение кургана и установка техники на нём состоялись по частной инициативе, без согласования с властями, что в советские времена, казалось бы, просто невозможно было представить. Памятник «Слава строителям КамАЗа!» - ровесник Камского грузового завода: он появился в ночь перед пуском главного конвейера, 16 февраля 1976 года, и этим появлением обязан бригаде автоскреперистов под началом ударника и новатора Умата Наурбиева. Вот как
изложили эту историю в газете «Республика Татарстан»:
«Возник он, словно по мановению волшебной палочки, меж Новым городом и комплексом заводов в ночь на 16 февраля 1976 года, став сюрпризом для всех, в том числе и городских партийных органов. Еще вечером здесь был пустырь, а утром пред очи высокого московского начальства, мчавшегося в черных «Волгах» на приуроченный к XXV съезду КПСС пуск главного конвейера КамАЗа, предстал земляной курган со скрепером и бульдозером на вершине! Над ними развевался красный флаг, а на лицевом склоне белела надпись из силикатного кирпича: «Слава строителям КамАЗа!» Идея увековечить память о суперстройке возникла у наурбиевцев тогда, когда они убедились, что в «верхах» о таком и не помышляют. Бригадир набросал на листке бумаги эскиз, и его одобрили все: тандем скрепера с толкачом-бульдозером механизаторы применяли при рытье заводских котлованов. Поскольку «объект» незаконный, надо было исхитриться, чтоб со стороны начальства, как говорится, комар носа не подточил! Холм нагребли из земли, выбранной накануне на соседней стройке, установив между делом рекорд сменной выработки в 5 тысяч кубов. На верхотуру затащили отслужившие по два срока, давно списанные «МАЗ-529» и толкач «Т-180», предусмотрительно закрыв план по сдаче металлолома другим железным хламом. Двигатели всю ночь работали исключительно на сэкономленной за январь солярке. На кирпич, краску и шелк для флага израсходовали бригадную «кассу», скопленную из премиальных за квартальные перевыполнения плановых заданий. В общем, полный бригадный хозрасчет! И хотя власти этот индустриально-модернистский новодел продолжали упорно «не замечать», челнинцам он пришелся по душе. А когда зодчие в рабочих спецовках его еще и облагородили - обложили насыпь дерном, высадили вокруг кустарник, деревья, разбили цветник, заасфальтировали подъездную дорожку, - сюда стали сворачивать по пути из загса свадебные кортежи. Для самих авторов уникального проекта курган славы стал местом бригадных и семейных пикников: здесь отмечались Дни строителя, праздники и юбилеи. За КамАЗ ингуш Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев получил два ордена Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. За памятник - одни неприятности от начальства и пожизненную, весьма затратную общественную нагрузку. Поскольку горисполком не выделил на содержание монумента ни копейки, все расходы легли на плечи самих создателей. Со временем под тяжестью машин холм стал осыпаться, проседать. Не стало отбоя от хулиганов и «металлоискателей», которые крошили стекла кабин, растаскивали узлы с механизмов. Приходилось постоянно все это восстанавливать, подкрашивать, стеклить, подсыпать и укреплять грунт, поливать и удобрять зеленые насаждения. С флагом тоже морока: солнце, ветер и дожди скоро превращали полотнище в обтрепанную тряпку, его приходилось менять каждый месяц. В бригадной смете расходов на культмассовые мероприятия даже появилась отдельная статья: «шитье флага» - жены механизаторов покупали в магазине отрезы шелка, кроили и шили из них очередной кумачовый стяг размером 3х6 метров. В годы перестройки, когда сами механизаторы еле выживали, эти добровольные траты стали обременительны втройне...»
Вот как выглядел монумент после установки:
Сейчас техномонумент находится в состоянии, далёком от идеального - покрашен не лучшим образом (но хотя бы покрашен), вместо стёкол приварены железные листы.
Энциклопедическое определение скрепера - «землеройно-транспортная машина циклического действия, осуществляющее послойное резание грунта, транспортирование его в ковше и выгрузку большей частью с одновременным разравниванием и уплотнением». Говоря человеческим языком, скрепер на ходу срезает слой грунта при помощи опускаемого ковша, передняя кромка которого представляет собой ступенчатый нож, и срезаемый грунт попадает в ковш. Наполненный ковш поднимается, и скрепер везёт добытое к месту отвала (самоходные скреперы экономически эффективны, если грунт везти на расстояние от пары сотен метров до нескольких километров. Если расстояние меньше - работают бульдозеры или прицепные скреперы, на большей дистанции эффективны самосвалы). На месте выгрузки грунт равномерно высыпается из ковша на небольшом ходу, так что получается небольшая ровная и чуть утрамбованная дорожка-насыпь.
Скрепер, венчающий курган у Автодороги №1 - самоходный, сочленённый с одноосным тягачом МоАЗ-529. Наверняка можно сказать, что это или МоАЗ-529Е (с 1961 г.), или, скорее, МоАЗ-529И (доработанная версия с усиленными узлами трансмиссии, с 1965 г.), которые предназначались именно для работы в составе самоходного скрепера. Существовала и «тропическая» версия 529М с упрощённой кабиной и брезентовым тентом. Разработали машину на Минском автозаводе, а производство передали в Могилёв. Кроме скрепера, у тягача МоАЗ-529 было множество других «профессий» - военных и гражданских, от землевоза до установщика баллистических ракет (о чём
можно прочитать тут).
Скрепер Д-357:
Полный индекс таких машин - МАЗ-529Е-Д-357Г или МАЗ-529И-Д-357Г. Объём ковша скрепера Д-357Г - 9 кубометров, двигатель - 180-сильная 7-литровая «шестёрка» ЯАЗ-206, трансимссия - пятиступенчатая, с пятой повышающей передачей и «раздаткой». Масса снаряженного тягача - 9 тонн, а полная масса гружёного - до 34. При этом с полной нагрузкой скрепер мог ехать со скоростью 40 км/ч.
Вплотную стоящий за скрепером гусеничный трактор - это «толкач». Толкач во время забора грунта упирался своим отвалом или, как здесь, специальным навесным устройством, в буфер в задней части ковша скрепера, и помогал ему: тяговая мощность такого состава возрастала вдвое, росла скорость, с которой взрезалась земля, а ковш наполнялся с «горкой». Наиболее эффективно используется толкач при работе трех и более скреперов: трактор не простаивает, пока гружёный скрепер едет к месту выгрузки и обратно, а толкает следующий скрепер. Один трактор обслуживает 2-4 скрепера; производительность при таком симбиозе возрастает на 10-25%.
Набор грунта скрепером при помощи трактора-толкача:
В роли толкача в 1960-70-е годы часто выступали трактора Т-180, один из которых увековечен в набережночелнинском монументе. Они трудились не только на строительстве КамАЗа, но и при возведении Волжского автомобильного, ульяновского авиационного, челябинского тракторного заводов. Выпускался Т-180 на Брянском автомобильном заводе с 1965 года. Оснащался 6-цилиндровым дизелем марки Д-180 мощностью 180 «лошадей» (объём цилиндров - 14,5 л!).
Т-180 в работе:
Координаты памятника