Подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом" в Тольятти.

Oct 21, 2016 08:50



Тольятти, Технический музей ОАО "АвтоВАЗ". Здесь в качестве экспоната находится "Б-307" - самая большая дизельная подводная лодка ВМФ России. Габариты впечатляют: длина - 91 метр, высота - 14 метров, вес - 2 000 тонн. Установили субмарину 22 апреля 2005 года.



"Б-307" заложили на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Горьком в начале марта 1980 года, а уже 30-го сентября спустили на воду. 30 декабря был подписан акт приема, лодка вступила в строй и началась боевая служба: Баренцево море, Средиземное, Атлантика и снова Северный флот. Свой боевой путь субмарина закончила в 2001 году в Кронштадте.



После списания она была выкуплена Волжским автозаводом. Интересно, что моряки сначала хотели подарить лодку музею, но вмешались федеральные власти - благородный порыв флота был расценен как разбазаривание гос. имущества. В итоге АвтоВАЗ купил подлодку за 768 тысяч рублей. Аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась в 48 миллионов рублей.



При передаче лодки военные демонтировали часть оборудования, которое предполагалось использовать как запчасти для аналогичных субмарин: сняли перископы, средства радиосвязи, пульты управления.



Субмарина технического музея АвтоВАЗа транспортировали из Кронштадта в Тольятти целиком по решению заводского руководства. Ничего подобного в мире еще не случалось. Аналогичные субмарины, купленные другими музеями всегда перевозили по частям. Их разрезали, а потом, доставив, на месте сваривали и окрашивали.

Подготовка подводного корабля к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Были выполнены работы для обеспечения непотопляемости, выгружен балласт и установлено 8 понтонов для обеспечения необходимой осадки. 3 ноября 2003 года подводная лодка "Б-307" с помощью двух толкачей отправилась из Кронштадта в Тольятти. Длина пути составила 2246 км. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.



ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК. Фото с rechflot-63



В порту Тольятти. Фото с rechflot-63

До весны следующего года лодка зимовала у берега, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в Жигулёвское море. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки. Дальше начинался самый сложный этап - вывод подводной лодки из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.



Выход на берег. Фото с rechflot-63

После того как лодку вытащили на берег, она толком не охранялась. Соответственно, вандалы выломали и вывезли весь цветной металл, до которого смогли дотянуться.



2004 год. фото отсюда

Чуть больше года занял путь от Волги до места последней стоянки на территории музея. 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка "Б-307" была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ". В июне 2016 года, внутрь ПЛ начали водить экскурсии.

Интересный факт: В 1998 году эта лодка участвовала в съёмках фильма "Особенности национальной рыбалки" в роли мини-субмарины. Именно в её баки егерь Кузьмич выливает контрабандную водку.

музей, Самарская область, подлодки

Previous post Next post
Up