Невоенный подвиг

Sep 22, 2013 22:34

Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня...
Баллада о спасённом хлебе, 1974



Я приехал в город Михайлов, один из райцентров области, в надежде так или иначе проникнуть в местное ДРСУ, где мною проездом был как-то замечен раритетный каток. Затея моя потерпела фиаско: из руководства никого не было на месте, а сторожа оказались сильно упёртыми.. Ребром встал вопрос: возвращаться ли назад, до дому, или попробовать всё же выжать из этой поездки что-то полезное в части истории? И тут я внезапно вспомнил: да ведь здесь же Мерзлов где-то работал, и трактор его вроде сохранился в местном ПТУ.. Во всяком случае, моя матушка, проходившая в Михайлове пед.практику в начале 70-х, что-то когда-то мне об этом рассказывала.. Для начала выспросил у местных месторасположение училища. "А трактор Мерзлова там, или нету?" - "Да там, куда он денется. Сразу увидишь, тот самый и есть.."



Надо сказать, что имя Анатолия Мерзлова было в своё время на слуху у всего Союза, а у нас на Рязанщине тем более: земляк всё-таки.. Знойным летом 72-го года, во время уборочной страды, когда внезапно загорелось сухое как порох поле пшеницы, произошла трагедия. Для Анатолия, недавнего выпускника училища, этот год был первым годом его работы в поле.



Говорят, этот ДТ-75 Мерзлов доводил "до ума" сам, так как ДТ-шник этот - "круглоносый", из первых партий, изготовлен был в середине 60-х годов, и достался ему, как начинающему механизатору, будучи изрядно уже потрёпанным. В те времена с зап.частями особых проблем не было, да и руки у парня, по всему видать, дело знали. Кстати, на заднем мосту трактора установлен редуктор ВОМ (вала отбора мощности) для привода различных прицепных орудий, машина явно без дела не простаивала.



На самом деле профессия сельского механизатора, думаю, всегда была, скорее, не ремеслом, а призванием. Тем более, что сорок лет тому назад советская техника была мало приспособлена для удобной и комфортной работы. Надо сказать, что в своё время я имел опыт управления подобным ДТ, но более поздних выпусков и другого завода, вот он, кстати, стоит до сих пор в родном институте:
http://www.techstory.ru/foto8/16/dt75_ptz_scs.jpg
Жёсткое сиденье, никак не реагирующее на кочки и ямы, тугие рычаги управления поворотом и тормозные педали, выжимать которые приходилось весом всего тела. Хорошо, хоть сцепление управлялось тоже педалью. У мерзловского же трактора всё гораздо хуже - сцеплением управляли по старой схеме, рычагом. Его видно справа на фото.



Кто теперь знает, как всё тогда произошло. Есть разные версии: спасал трактор, спасал урожай.. В местном краеведческом музее мне тоже внятно ничего не пояснили, да и не особо хочется ворошить то, что поросло уже быльём. Истины за давностью лет так или иначе уже не найти. Тем более, постарался в своё время советский официоз.. Факт в том, что трактор этот - действительно тот, мерзловский. После тех событий было принято решение увековечить память о подвиге механизатора: трактор подновили, покрасили, и поставили на постамент во дворе училища. Вот только о днище не озаботились тогда - до сих пор весь низ трактора ржаво-копчёный, в чешуе окалины и отслоившейся краски..



Да какая, по сути, разница, ради чего 18-ти летний парень пошёл на смертельный риск. Жалко ли было машину, отлаженную своими руками, и с которой уже успел сродниться? Обидно ли было за пшеницу, которую наверняка сам же и сеял весной на том поле, а перед тем - пахал на том же ДТ-шнике под неё борозды? А может, то и другое вместе. Но это подвиг, без сомнения. Поступок настоящего человека.



Училище, которое окончил Анатолий, теперь носит его имя. Имя вчерашнего школьника, заслужившего это ценою своей жизни. И память о нём живёт, несмотря на прошедшие десятилетия, а это главное, я считаю.



Рязанская область, СТЗ-ВгТЗ, трактора

Previous post Next post
Up