Продолжу рассказ о коллекции ретроавтомобилей екатеринбургского автомасляного бизнесмена. Если честно, несколько автомобилей, фигурировавших в фотоотчётах в интернете, я на выставке не обнаружил. А именно: Studebaker Commander State Starliner Coupe 1952 года выпуска, Ford Pickup 1942 года выпуска и ГАЗ-12 «ЗиМ». Но и без них коллекция впечатляет.
1)
Сначала в двух словах об особенностях автомобильного рынка США. Так уж вышло что в короткой конкурентной борьбе между двумя мировыми войнами в безоговорочные лидеры выбилось три автомобильных корпорации: Ford, Chrysler и General Motors. Назывались они Большой детройтской тройкой (так как обитали все в г.Детройт, штат Мичиган). Большинство их конкурентов либо приказали долго жить, либо потеряли независимость и влились в состав гигантов. Однако, маркетологи ели свой хлеб не зря: потерявший независимость автопроизводитель не просто предоставлял сюзерену производственные мощности, персонал и технологии. Главное, он предоставлял готовый бренд - имя продукции, котрому доверяли и к которому привыкли. Поэтому, например, Chrysler, купивший Dodge в 1928 году, продолжил производство автомобилей под шильдиком Dodge.
Кроме того, автомобильный рынок всегда и везде, а в США в особенности, имел кастовый характер, для которого есть благозвучный эвфемизм: ценовая сегментация рынка. Есть автомобили для нищебродов, есть - для толстосумов, а есть - для благословенного среднего класса. И никто никогда не купит автомобиль, не соответствующий своей касте. Поэтому каждый автопроизводитель старался грамотно прикрыть все ниши рынка разными марками автомобилей, используя для этого приобретённые бренды или создавая новые. В общих чертах традиционно сложилась следующая картина:
- бюджетный ценовой сегмент заняли "народные" автомобили - Ford (Ford), Plymouth (Chrysler), Chevrolet (GMC). Хоть сегмент и был самым массовым, прибыли с него было как с козла молока - из-за непрерывной демпинговой борьбы. Конечно, эти машины продавались не по себестоимости, но уже сравнительно близко к ней.
- средний ценовой сегмент (для "тех, кто добился") приносил основную прибыль. Ведь многие приходили в салон за Chevrolet или Ford, но их с распростёртыми объятиями ждали менеджеры с большим "пробегом" по ушам, и покупатель, ведясь на банальное "будь мужиком", послушно брал авто, которое ему не совсем по карману. В зависимости от выбранного автосалона это мог быть Mercury (Ford), Dodge, DeSoto (Chrysler), Oldsmobile, Pontiac, Buick (GMC).
- люксовый ценовой сегмент был имиджевым. На этой арене производители мерялись понтами, а особо состоятельные клиенты могли их в некоторой степени спонсировать, приобретая Lincoln (Ford), Chrysler, Imperial (Chrysler) или Cadillac (GMC).
Конечно, такая схема была присуща всем рынкам автомобилей, но на американском она проявлялась наиболее ярко. Ну а в 1990-е границы государств вообще перестали что-то значить, и в автомире всё смешалось.
2) Lincoln Continental 1948 года. При виде такой машины начинаешь переосмысливать анекдот: "Гоги, ты восход солнца видел? Вот моя машина такая же, только зелёная". Этот автомобиль был разработан как персональный для главы компании - Эдселя Форда, сына великого и ужасного Генри Форда, сменившего на посту отца (спойлер: временно сменившего).
3) Первое поколение Lincoln Continental (а перед нами именно его представитель) выпускалось 10 лет и пережило и Вторую Мировую, и самого Эдселя Форда. Производство запущено в 1939 году, завершено как раз в 1948 году.
4) Часто первый Lincoln Continental попадает в списки красивейших автомобилей мира предвоенной эпохи, хоть и унаследовал основные черты от более бюджетного авто концерна - Lincoln-Zephyr.
5) Последний автомобиль с двигателем V12, последний автомобиль, считающийся
"полностью классическим" в США. Мне кажется, здесь тремя фото не ограничиться.
6)
7) Oldsmobile 96 1941 года (первая модель серии). Это был олдсмобилевский флагман, уступавший в роскоши только топовым моделям собратьев по GM - Бьюиков и Кадиллаков.
8)
9) 96 - значит, что двигатель 6-цилиндровый. После 1941 года более Oldsmobile 96 не выходил. Решено было оставить в линейке только Oldsmobile 98 (8 цилиндров).
10) Вот это я понимаю - серьёзная техника. GMC Fire Truck, 1942 год, с плавными изгибами кабины, подражающими моде легковых автомобилей.
11) Места для пожарного расчёта. Справа болтается аутентичный огнетушитель.
12) Бак для воды, похоже, под лавками
13) Аскетичная кабина
14)
15)
16) И ещё одно детище General Motors, стоявшее на ступеньку выше Олдсмобиля - Cadillac Series 62 1950 года. Именно на Кадиллаках GM ввели множество своих ноу-хау, впоследствии охвативших весь автомобильный мир. Это был первый полностью крытый автомобиль, первый автомобиль с замкнутой электрической системой (стартёр-зажигание-освещение), на нём стояла первая синхронизированная ручная КПП. А ещё, говорят, их обожали гангстеры - за высокую скорость и толстый бортовой металл.
17) Хотя эта модель, конечно, "золотой век" гангстеров уже не застала. Это третье поколение 62 серии, запущенное в производство в 1948 году и выпускавшееся 5 лет. Тогда автопромышленность развивалась линейно - больше хрома, больше роскоши, больше лошадей (160 штук у этой машины).
18) Ещё из новшеств было цельное выгнутое лобовое стекло (именно на модификации 1950 года). Ну и как не сфотографировать такой капот:
19) DeSoto Custom 1951 года. DeSoto было подразделением Chrysler, которое прикрыли в 1961 г. после рецессии. Названа марка была в честь испанского конкистадора Эрнандо де Сото, губернатора Кубы, первого бледнолицего, которого занесло в будущие США, первого, кто из белых людей пересёк Миссисипи. Он обижал индейцев и грабил их города, а раздолбайство его людей, не следивших за лошадьми, привело к зарождению популяции мустангов.
20) Что-то из этого побудило Chrysler поместить его башку на капот.
21)
22) DeSoto был основан в 1928, но почти сразу Chrysler прикупил себе Dodge, занимавший тот же средний ценовой сегмент, и конкистадор стал как бы ненужен. Однако хозяевам жаль было сворачивать только пущенную линию, и ему умудрились найти нишу продаж в качестве такси, а чуть позже перевести в более дорогой сегмент, старательно отравляя жизнь "Бьюику" конкурентов.
23)
24) Не знаю, почему автомобиль подписан как Chevrolet Chavy 1954 года. Википедия знает этот авто как Chevrolet 210. Это был самый продаваемый Chevrolet того времени, умудрившийся найти золотую середину между доступностью "нищебродского" Chevrolet 150 и стилем, роскошью и прочими плюшками Chevrolet Bel Air.
25) И нет, с него не "слизывали" 21-ую "Волгу". Вообще, официальное обвинение было в плагиате с Ford Mainline, но и его безосновательность вроде как уже доказали. В общем, можно убедиться, что дизайнерские тенденции у всех конкурентов того времени были весьма и весьма сходные. У нас, правда, такая мода пришла с опозданием на несколько лет. Но об этом поговорим, когда дойдём до советской части экспозиции.
26) Pontiac Chieftain 1954 года. Вообще, Pontiac - марка с давней историей, оборвавшейся в 2010 году. General Motors держала его несколько в тени своего основного бюджетного автомобиля - Chevrolet. Но тем не менее, он снискал определённую популярность, особенно в более скромной Канаде (хотя грубияны расшифровывали название как "Poor Old Nigger Thinks It's A Cadillac").
27) Первое поколение "Chieftain" ("Вождь") производились в 1949-1954 гг. Для Pontiac это была первая послевоенная модель.
28)
29) Машина оснащалась двигателем в 90-127 л.с.
30) Один из немногих экспонатов с российскими госномерами. А значит, он выезжает на дороги Екатеринбурга. На одном из форумов говорили, что Pontiac можно взять в аренду на свадьбу - видимо, речь была про этот.
31) Buick Century 1955 года. Чуть меньше привычных для США 1950-х размеров, он тем не менее явил стильный дизайн и неукротимую мощь. У него под капотом бьётся почти 6-литровое сердце, которого хватает на 236 лошадей. Buick всеми силами старался оправдать свой девиз 1955-го года: На острие моды - Потрясение года.
32) Машина в максимальной комплектации могла быть напичкана автоматическим омывателем, тонированными стёклами, радиоприёмником, электростеклоподъёмниками, электроприводом регулировки сидений, кондиционером, "печкой", усилителями руля и тормозов. Эту машину облюбовали калифорнийские полицейские, заказав себе эксклюзивную 2-дверную модификацию.
33) Ford Thunderbird (он же Ford T-bird) первого поколения (1956 год). Машина для толстосумов (3000$ - больше, чем могли себе позволить обычные покупатели Ford), нежелавших раскошеливаться на личного шофёра.
34) По американским меркам это совсем небольшой купе, который тем не менее несколько неожиданно стал популярен. "Громовая птица" - нередкий гость голливудских лент. Современный зритель мог встретить её в "Городе грехов" (эффектный ракурс
здесь), хотя там поздняя модификация 1957 года с изменённой формой бампера и увеличенной базой.
35) "Sweet, Smooth and Sassy!" - "Сладкий, красивый и дерзкий!". Это официальный слоган Chevrolet Bel Air 1957 года. Это уже было второе поколение Bel Air, и над ним крепко поработали дизайнеры, вдохновлявшиеся успехами Ferrari. "Вплавленный" в корпус бампер, плавные, закруглённые линии, стилизация под "плавники" и "жабры" - дух того времени.
36) Chrysler New Yorker 1958 года с мощным 6,5-литровым двигателем в целый табун из 325 лошадей. Но это ещё не самый модный Chrysler: в ту эпоху флагманом концерна был Chrysler Imperial. Перед нами пятое поколение New Yorker, выпускавшееся в 1957-1959 гг. За дизайн машины отвалили 300 млн. зелёных.
37) Выпуск машины пришёлся на непростое время - рецессия 1958 года, общий спад продаж. Кроме того спешка при производстве и небрежные испытания привели к болезням ржавчины у New Yorker, что до глубины души возмутило капризного потребителя. Зато как раз в 1958 году на этой модели Chrysler презентовал любопытное новшество - систему круиз-контроля под амбициозным названием "Auto-Pilot".
38) Edsel Corsair 1958 года. Одно из дочерних производств компании Ford, забытый неудачник, просуществовавший всего пару лет. В 1950-е гг. Ford сильно комплексовал, что средний сегмент у него представлен лишь одним брендом - Mercury, в то время как остальные гиганты из "большой тройки" предлагал потребителю гораздо больший выбор шильдиков (это они ещё не знали, как Volkswagen AG будут продавать в Европе свой Golf через 50 лет). Поэтому в середине 50-х Ford стал пыхтеть над новыми шильдиками, вот тогда-то и родился Edsel. Он должен был как-то впихнуться между Ford и Mercury и пободаться с Dodge и Pontiach конкурентов.
39) Интересно, что Edsel - это имя сына Генри Форда, который руководил компанией перед войной, но умер от рака, не дожив и до 50 лет. Также интересно, что его сын и по совместительству генеральный директор компании Генри Форд II был категорически против использования имени отца, но поделать уже ничего не мог - империя окончательно уплыла из рук семейства, Форды больше не могли влиять на решения совета директоров.
40) Прицел на нижне-средний ценовой сегмент не значил уменьшение габаритов. Колёсная база "Корсара" более 3 м. Коробка-автомат была в стандартной комплектации, также как и "самоподводящиеся" тормоза. А вот сборка была паршивой, что моментально сказалось на продажах. Остряки упражнялись в расшифровке названия Edsel - Every Day Something Else Leaks («каждый день - новая течь»). Наверное, Форд-младший просто кипел от злобы.
Хотя неудачу продаж Edsel и скоропостижное закрытие марки нельзя объяснить только этим. Вообще, маркетологи всей "большой тройки" вскоре поняли, что слишком упрощали ситуацию на рынке, так как в период экономического спада при Эйзенхауэре потребителю было наплевать на ниши, сегменты и размеры - популярностью стали пользоваться небольшие и практичные автомобили, хлынувшие из Европы. Эпоха всевластия безразмерных кораблей на американских дорогах стала закатываться. К тому же Edsel продул конкуренцию собственному старшему собрату - Mercury, некоторые модели которого умудрились оказаться дешевле. В существующую структуру Ford он просто не впихнулся. Всего неудачный эксперимент стоил компании 2 млрд.долларов нынешними деньгами. Зато машина стала популярна у коллекционеров вроде нашего.
41) Ещё один Edsel - Ranger 1960 года, из самых последних производившихся Edsel'ей. Во всей линейке был самым дешёвым, по цене соответствовал уже авто бюджетного сегмента - Ford Fairlane 500.
42)
43) А вот собственно и он - Ford Fairlane 500 1957 года. Тогда соберите лучших из худших!(c) Самый дорогой из самых дешёвых Ford'ов конца 1950-х - начала 1960-х гг. Второе поколение Ford Fairlane 1957-1959 гг. поначалу не слишком внешне отличалось от первого.
44) Но на корме уже появились "плавники".
45) А со следующего (1958) года и сдвоенные фары. Новый стиль неудержимо наступал. Кроме того, у первого поколения не было топовой модификации, Ford Fairlane 500 впервые появился именно в 1957 году.
46) А вот и следующий Ford Fairlane 500 - третьего поколения.
47) Этот автомобиль производился в 1960-1961 годы, был прямым конкурентом Chevrolet Bel Air. Широко использовался как такси и полицейская машина.
48) Cadillac Fleetwood 62 серии, 1960 год (впрочем, серия переименовалась уже в 6200), 6-оконное исполнение. Такой же автомобиль был главным героем фильма "Розовый кадиллак" 1989 года с Клинтом Иствудом.
49) Характерные плавники достигли формы, граничащей с кичем.
50)
51)
52) А вот здесь коллекционер непостижимым образом ошибся. Табличка гласит: Dodge Polara , 1961 год. А на самом деле перед нами его ближайший наследник - Dodge Dart Seneca. С годом всё правильно - модель в рестайлинге 1961 года, который публикой был признан неудачным, и продажи сразу упали на 46%.
53) А по мне так ничего машина, особенно с такой изящной кормой. Главным конкурентом полноразмерного Dodge Dart на рынке, кстати, был Plymouth. Обе машины производил Chrysler. "Хаим, и эти люди таки будут учить нас коммерции?" (с)
54) Studebaker Lark 1962 года на выставке непонятно каким образом оказался в одном ряду с советским автопромом. Компания Studebaker начинала в 1852 году как кузнечная мастерская по производству фургонов. В автобизнес вошла в 1902 году и была одной из популярных американских марок, но, увы, лишь до 1960-х. Studebaker-Packard отчаянно сражался, пытаясь удержаться за Ford, Chrysler и GM. Но добили его самым честным рыночным способом - демпингом цен.
Studebaker Lark и его легендарный брат Studebaker Avanti, разработанный на том же шасси, но с привлечением культового дизайнера Раймонда Лоуи, стали последними автомобилями компании. Поналачу Lark даже понравился публике, но уже через год кто-то пустил в прессе слушок, что Studebaker скоро крякнет и прекратит сервисное обслуживание, а все три конкурента выпустили более дешёвые авто в том же компактном сегменте. Продажи Lark'а катастрофически упали, а в одиночку люксовый спорткар Avanti спасти не мог. Goodnight, sweet prince...
55) Ещё один Ford T-bird, только уже третьего поколения (1963 г.). 4-местный вариант исполнения кузова у "Птиц" стал основным, с каждым поколением машина росла в размерах.
56) Oldsmobile 88 серии, модель 1963 года, пятое поколение - бюджетный полноразмерный вариант Oldsmobile, подразделения GM. Его мощный восьмицилиндровый двигатель в 250 лошадей предвосхитил эпоху маскл-каров.
57) Более скромный дизайн - след той самой эйзенхауэровской рецессии.
58)
59) Снова Chrysler New Yorker. Только теперь 9-го поколения, производство 1974-1978. В 1976 году с арены сошёл люксовый Chrysler Imperial. Король умер. Да здравствует король! Новым флагманом стал именно этот New Yorker.
60) Есть в его облике что-то такое флагманско-крейсерское.
61)
62) Жалкие попытки сфотографировать салон какого-нибудь автомобиля через стекло в тот день у меня провалились. Но интерьер этого Chrysler я всё же покажу - из-за огромных кожаных сидений, напоминающих массажёры в фойе торговых центров.
63) Коллекция, кстати, пополняется каждый год (а не пойти ли торговать автомаслами?), в этом году должны были приехать три автомобиля. Возможно, этот Ford Mercury Marquis 1977 года - один из них, т.к. пояснительной таблички у него ещё нет.
64)
65) Люксовый Lincoln Town Car 1989 года - длиной 5,5 м.
66) Для 80-х он уже считался огромным, т.к. американский автопром претерпел "Великое усыхание".
67) Считается, что Town Car 1981-1989 гг. был первым поколением, хотя название это для Ford было не ново: Lincoln Town Car был эксклюзивным лимузином самого великого и ужасного Генри Форда в 1922 г. Потом в разное время так назывались люксовые комплектации Lincoln Continental, а с 1981 г. и по 2011 г. - это название самостоятельной модели - роскошного седана, популярного у шейхов и нефтяных магнатов. Кстати, точно такой же "линкольн" был у беспринципного Мэтью Макконахи в "Линкольн для адвоката".
68)
Да, период с конца 1960-х и до 1980-х представлен небогато, хозяин явно тяготеет к золотому веку американских автомобилей - к 1950-м. Но история четырёхколёсной Америки всё же раскрыта хорошо, особенно для нашего "медвежьего угла". А на следующий раз нам осталась ещё одна - небольшая - часть экспозиции, посвящённая родным "железным коням".