Как и обещал, сходил на выставку ретроавтомобилей на базе автомасел. Владелец базы выбрал интересное хобби, вдвойне радостно, что результатами решил поделиться со всеми желающими совершенно бесплатно. Выставка работает каждый день, ежегодно с мая по сентябрь, вход свободный. Основная часть экспозиции - американские автомобили, есть ещё советские, несколько британских, небольшая подборка мотоциклов и велосипедов.
1)
2) Поскольку британских авто немного и они слегка нарушают нить повествования, сперва разделаемся с ними. Открою рассказ я тем же автомобилем, что выбрал на роль аперитива сам коллекционер: на обочине у поворота к базе он выставил в качестве "зазывалы" спорткар Triumph 1800 Roadster. Живенький жёлтенький британец, производившийся фирмой Standard Motor Company с 1946 по 1949 годы. Разработка автомобиля заканчивалась в последние дни войны.
3) Интересный у него багажник. С окошками. Мне кажется, для гангстеров было бы очень удобно.
4) А вот в тенёчке прохлаждается заслуженный дедушка - 2-местный спортивный купе SS Jaguar 100 1937 года. Ещё один чистокровный британец (BMW купит Jaguar Land Rover только в 90-х, а сейчас марка вообще индийской Tata принадлежит). Производитель тогда ещё назывался SS (Swallow Sidecar) Cars Ltd, а Jaguar - это было эффектное прозвище резвой топовой модели. В 1948 году хозяева решили, что SS вызывает неудачные ассоциации, так название Jaguar закрепилось за всей маркой.
5) Стоил Jaguar 100 всего 395 фунтов. Говорят, для спорткара это было весьма демократично.
Наиболее старые и ценные экземпляры хозяин разместил прямо на складе - под крышей. Говорят, эта часть открыта для посещения круглый год. Чтобы глаза читателей попривыкли к темноте, весь последующий пост я посвящу именно внутренней экспозиции, независимо от года выпуска и марки автомобиля.
6) Британскую тему продолжит потомок SS 100 - спортивный родстер Jaguar XK140, выпускавшийся в 1954-1957. Это дальнейшее развитие Jaguar XK120 - автомобиля-прорыва, порвавшего шаблоны дизайна спорткаров в послевоенное время.
7) Это был первый Jaguar с коробкой автомат. Диски у автомобиля, конечно, не родные. В США (а судя по рулю слева это экспортный вариант) Jaguar XK140 поставлялся со стильными спицевыми колёсами.
8) Машина развивала скорость до 200 км/ч (это, конечно, в "лабораторных условиях" на треке), до сотни разгонялась за 9 секунд, из двигателя выжимала прыть 200 лошадей.
9) А это полный достоинства аристократ среди плебеев - Rolls Royce Phantom III 1939 года, величественный и консервативный. Четвёртый и последний британский автомобиль в коллекции.
10) Товар штучный и недоступный простым смертным. Хорошо, что наши короли автомасел не из таких.
11) Хотя фигурка на носу источает озорство. Называется Spirit of Ecstasy.
12) А теперь копнём историю американского автомобиля. Очаровательная самоходная коляска - один из пионеров автопромышленности. Oldsmobile Curved Dash 1901 года. Компанию Oldsmobile основал Рэнсом Олдс в 1897 году, а через два года уже продал, оставив автомобилю на веки вечные своё имя. Olds Motor Works производила автомобили до 1907 года, а в 1908 году её купил некий генерал Моторз ))
13) Это очень интересный экспонат. Дело в том, что Curved Dash стал первым автомобилем конвейерной сборки (да-да, совсем не Ford-T). К запуску конвейера было подготовлено несколько моделей автомобилей, но планы нарушил катастрофический пожар на фабрике. Пламя уничтожило все готовые прототипы, единственным уцелевшим оказался Curved Dash, который двое расторопных рабочих успели выкатить на улицу в самом начале пожара. Он и пошёл на конвейер.
14) В 1901 году было выпущено 425 автомобилей. Несколько лет Olds Motor Works были главными воротилами автобизнеса. Официально автомобили назывались "Olds automobiles", а сокращённое Oldsmobile было этаким просторечным названием Curved Dash, ставшим особенно популярным после песни «In My Merry Oldsmobile».
15) Как-то вышло, что этот автомобиль я снял всего с одного ракурса и неудачно. Так что фото - какое есть. Перед нами Brush 1911 года - настоящий раритет. Это американский автомобиль Brush Runabout Company, производившийся в 1907-1913 гг. Фаэтон начального уровня с одноцилиндровым двигателем водяного охлаждения, всего было выпущено 13 250 штук. Лёгкий автомобиль, по большей части деревянный. В 1912 году на таком впервые пересекли Австралию - с запада на восток. Его особенностью был старт двигателя с вращением ручки против часовой стрелки: конструктор Алансон Браш посчитал такой вариант менее травмоопасным, чем повсеместно распространённый запуск по часовой. Автомобили потеряли популярность из-за слабой защищённости от погодных условий, и в 1913 году выпуск был прекращён.
16) Дальше идёт неопознанное авто без подписи. Не догадался я его внимательнее поразглядывать.
17)
18) Есть у коллекционера, конечно же, и Ford-T - автомобиль-революция, "magnum opus" великого и ужасного Генри Форда, которого Олдос Хаксли в своём известном романе "О дивный новый мир" вывел новым божеством будущего общества потребления (а новым Рождеством стал считаться 1908 год - год первого выпуска этой модели). Ford-T производился в общей сложности 19 лет, претерпевая множество модификаций. Он был первым автомобилем, производившимся миллионными тиражами (всего болеее 15 млн.). Этот - 1925 года рождения.
19) У этого экземпляра привлекает внимание отсутствие зеркал заднего вида, высокая посадка водителя, допотопный клаксон и дополнительные фары, прикрученные к стойкам.
20) Прозвище Ford-T - «Жестяная Лиззи» (англ. Tin Lizzie). Дело в том, что Lizzie - это распространённая лошадинная кличка (как Зорька у коров), а Tin Lizzie символизирует смену живых коней железными.
21) Этот Ford я тоже опознал как Ford-T (по архаичным дополнительным фарам на капоте). Причём, больше всего смахивает на Ford-T3 в дизайне 1917 года.
22) Подавляющее число Ford-T - чёрные. Это вызвано тем, что долгое время единственной быстровысыхающей краской был асфальтовый лак. Время - всегда работает против производителя. Как-то раз довелось побывать на заводе Toyota во Франции. На экскурсии по производству нам сказали, что французам удалось добиться бешеной скорости выпуска Yaris - 1 автомобиль в минуту. Это второй результат после головного японского производства и это всё ещё недостаточный темп! Поистине, конвейер это самое ужасающее изобретение человека после атомной бомбы и иприта.
23) Dodge Brothers 1919. Компания Dodge Brothers была основана в 1900 году Джоном и Горасом Доджами, хотя собственные авто начала собирать только в 1914. На шильдике братья разместили земной шар в центре Звезды Давида (они были евреями). Всё шло довольно неплохо, машины разбирали как пирожки. Dodge уверенно вышел на второе место после Ford. Но, увы, в 1920 году оба брата отошли в мир иной, а их единственными наследниками остались две безутешные и бестолковые вдовы, бездарно слившие прибыльный бизнес.
24) Компанию в трудный момент выкупил Chrysler, сохранив бренд. В годы Второй Мировой Dodge клеил армейские внедорожники, а после войны под этой маркой Chrysler стал выпускать автомобили среднего ценового сегмента, между Plymouth и собственно Chrysler.
25) Chevrolet Woody Station Wagon 1926 года. Компания Chevrolet была вторым по значимости детищем Уильяма Дюранта, отца General Motors, и основана на 3 года позже GM - в 1911 году. В этот раз он взял себе в компаньоны знаменитого швейцарского автогонщика из команды Buick Луи Шевроле, использовав его имя в названии предприятия. Дюрант выкупил у партнёра долю в 1914, а в 1917 году выкупил себе обратно контрольный пакет General Motors, закономерно слив воедино два бизнеса. GMC всегда активно использовала бренд Chevrolet, начиная с 1920-х гг. определив ему нижний ценовой (и самый массовый) сегмент своей продукции. В Европе (включая Россию) под значком Chevrolet в 2000-е продавались Daewoo.
26) В те далёкие 1920-е гг. Chevrolet конкурировали с продукцией Ford. А в конце 20-х к ним присоединился Plymouth корпорации Chrysler, после чего рынок бюджетных автомобилей в США пришёл в относительное равновесие до конца века.
27) Ford A 1928 года. Тёзка "доконвейерной" модели - отчего-то старина Генри решил пройтись по алфавиту по-новой. Модель производилась с 1927 по 1931 гг. Некоторое время Форд почивал на лаврах своего главного хита Ford T, но вскоре заметил, что продажи падают, а конкуренты (особенно GM) наступают на пятки. Представьте себе, как непросто снова собираться с силами после 18 лет триумфа. Но делать нечего, и началась разработка нового автомобиля, который должен был заменить на конвейере Ford T. Цена за машину доходила до 1400$. Кроме того, она обладала приличным трёхлитровым движком в 40 л.с., отчего в Европе владельцы должны были облагаться немаленькими налоговыми сборами. Толстосумов Ford-A тоже никак не заинтересовал. Скажем так, рынок Форду взорвать не удалось.
28) В модели были интересные новшества - безопасное ветровое стекло, механические барабанные тормоза на всех колёсах. С 1932 года в СССР этот автомобиль производился по лицензии под названием ГАЗ-А.
29) Ещё один Ford-A в варианте кабриолет.
30) Мужчина за рулём в пиджаке на "волосатую грудь" - брутален.
31) Это уже куда более позднее авто, и единственной причиной размещения его во внутренней экспозиции мне кажется позволивший это размер. Nash Metropolitan 1957 года, производился British Motor Corporation специально для Nash Motors с 1954 по 1962 год. Nash Motors была не очень большой компанией, но оставила в автопромышленности яркий след: это они первые поставили в автомобили "печку", вентиляцию (оба в 1938), безрамный кузов (1941), ремни безопасности (1950), они первые начали производить в США малолитражки (1950) и маскл-кары (1957). После слияния с компанией Hudson в 1954 году на базе Nash была основана American Motors Corporation.
32) Nash Metropolitan родился в эпоху гигантомании в американском автомобилестроении - исходя из того, что кому-то всё-таки нужно средство передвижения, а не роскошь. Казалось бы, скромная малютка сразу выдаёт в себе европейца, но это не так. Разработана она была полностью в США, в Детройте - на базе концепт-кара NXI. Nash использовали традиционный для себя кузов-монокок.
33) На рынке Metropolitan позиционировался как "второй автомобиль в семье", на котором мама может забирать детей из школы или ездить за покупками, или папа может доехать до жд-станции по пути на работу (интересно, долго маркетологи думали?). "Машина для шоппинга" напоминала дизайном старшие модели Nash, но по сравнению с ними выглядела совсем игрушечной. Её колёсная база даже меньше, чем у "жука".
34) Фигурка на капоте получает удовольствие от поездок. Кстати, Nash Metropolitan был первым американским автомобилем, созданым для женщин, опередив на год огромный Dodge La Femme.
35) В помещении также установлены три мотоцикла с колясками. Первый опознать не удалось - Иж-49 (спасибо
kadochnikoff).
36) Популярный мотоцикл 50-х гг. ИЖМАШ вернулся к собственным разработкам после выпуска копии немецкого DKW NZ-350 в конце 1940-х и сразу удачно - новый мотоцикл был надёжнее, комфортнее и с более высокой проходимостью, чем предшественник. С этим мотоциклом ИЖМАШ впервые вышел на международные рынки.
37) Гость из солнечной Чехословакии - мотоцикл Jawa 350 с коляской Velorex (на которой, почему-то, написано Welorex).
38) Мотоцкил производится с 1950-х и до сих пор. В странах СЭВ это был один из самых популярных средних мотоциклов, проигрывая в СССР лишь местному "ИЖ". Он здорово потерял позиции после прорыва японцев на рынок Восточной Европы в 1990-х, но всё ещё держится.
39) Гость из солнечной Венгрии. Есть под Будапештом завод Чепель, в социалистическом прошлом производивший грузовики. После войны и до 1975 года на этом же заводе собирали годные мотоциклы. В основном это был TL 250 по прозвищу Pannonia и его различные модификации.
40) Попытка "Чепеля" в 70-х перейти на более совершенную и современную и модель - лицензионную копию японской "Yamaha" - вылились в то, что производство невостребованных мотоциклов вообще было свёрнуто. Стоило ли переходить? Политика Ирбита, например, пока себя оправдывает.
41) В магазинчике, расположенном на базе, выставлены ещё 4 мотоцикла - впритык друг к другу. Может, кто-нибудь знает, что за мотоцикл с эмблемой в треугольнике на первом плане?
42) По центру - с советским номером - Л-300 завода "Красный октябрь". Это был первый советский серийный мотоцикл, довоенного производства. Первые попытки разработки собственного мотоцикла с нуля были не слишком успешными, а сотрудничество с немцами в конце 1920-х гг. было налажено. Поэтому за основу нового мотоцикла взяли немецкий DKW Luxus-300. Л-300 занялись ижевские конструкторы, переброшенные ради такого дела в Ленинград. "Октябрята", как ласково называли их мотолюбители, производились до 1939 года. Эти мотоциклы широко использовались как армейские и спортивные, для установки рекордов и выполнения трюков.
43)
44) За ним стоит BMW
45)
46) Следующий - вновь Jawa, подобная той, что мы видели с коляской.
47)
48) На выходе из помещения небольшой бонус. Мотоцикл в армейской окраске.
49) И несколько импортных велосипедов. Американский Roadmaster, велосипеды штампуют с 1936 года. Этот велосипед неопознанной модели. Смахивает на Skyrider, но не он.
50) Насколько понял, это 50TH Anniversary Roadmaster Luxury - реплика Roadmaster Luxury Liner 1948 года, выпущенная на 50-летие модели. От своего прототипа, правда, значительно отличается, но недаром ведь 50 лет прошло.
51) Schwinn, несмотря на название марки, тоже американский велосипед. Schwinn Bicycle Company была основана выходцем из Германии в Чикаго аж в 1895 году и производит велосипеды до сих пор. Почти весь XX век Schwinn доминировал на американском велорынке, однако в 1992 приплыл к банкротству и попал в кабалу к канадскому производителю велосипедов Dorel Industries.
52) Детский велосипед, подвешенный над ним - тульский ДКВ-2 "Ветерок" (детский комбинированный велосипед), как удалось выяснить благодаря
aleks_kiryukhin. Выпуск этого малыша был освоен ещё в 1935 г., но из-за войны массовое производство началось куда позже - в 1950-1960-х гг. Особенности велосипеда: цельные литые шины и возможность установки двух задних симметричных колёс вместо одного.
И так, на фоне, между делом хозяин раскидал дополнительную экспозицию радиол, приёмников, проигрывателей, телевизоров, магнитофонов и печатной машинки "Прогресс" 1940-х гг. Этот "фон" сам по себе примерно соответствует тематической экспозиции в музее радио им. Попова, где ей посвящён отдельный зал.
А ещё обратите внимание на старый американский огнетушитель сверху.
53) Один из дедушек вышел подышать воздухом. Ford Bucket - хот-род (авто для скоростных рекордов) на базе Ford T. Конкретно для этого автомобиля использовался Ford T 1923 года. Табличка сообщает, что его создал Наиль Гимадыев - уральский художник аэрографии - под впечатлением какой-то из картин Энди Уорхола.
54)
55) Уж и не знаю, что в нём осталось от 1923 года.
56) Армейская тема: легендарный Willys MB, один из символов Второй Мировой.
57) Перед пассажирским сидением различима подпись: U.S. NAVY DENTAL CORP. Внушительная техника для борьбы с цингой.
И вот мы вновь выбрались на оперативный простор околоскладской площадки. За сим первую часть рассказа заканчиваю. Следующая часть будет посвящена монстрам американского автопрома.