Чайковский. ЗИС-5В

Mar 02, 2015 16:22

В 1961 году в Чайковском (город на юге Пермского края) было организовано объединение "Райсельхозтехника" - крупное предприятие с собственной ремонтной мастерской общего назначения, станцией технического обслуживания автомобилей, животноводческих ферм и машинно-тракторного парка, линейно-монтажным участком, техническим обменным пунктом, базой МТС, пунктом сборки сельхозмашин и автобазой, которая считалась одной из лучших в "Облсельхозтехнике".
В начале восьмидесятых, например, чайковская "Райсельхозтехника" обслуживала 6 колхозов, 6 совхозов и ряд других сельскохозяйственных организаций - всего около 650 тракторов, 200 зерноуборочных комбайнов, более 200 грузовых автомобилей, а ещё доильные и холодильные установки, различные транспортёры и агрегаты...
Что стало со всем этим богатством в девяностые, объяснять, думаю, не надо.

Какое-то время о былых трудовых свершениях горожанам напоминали два памятника. В 1976 году в день работника сельского хозяйства и к 15-летию предприятия на территории "Райсельхозтехники" установили трактор ДТ-54, изготовленный в 1949 году. А к 20-летию, в 1981 году - автомобиль ЗИС-5В 1947 года выпуска.

Со временем "труженик полей" и "труженик дорог" обветшали, были частично разграблены, ЗИС-5В пережил даже пожар в кабине.
И весной 2014 года оба памятника пропали с постаментов.

Местные жители забеспокоились. Дело в том, что несколько лет назад в Чайковском уже "потерялся" один памятник - грузовик МАЗ-205, который работал на строительстве Воткинской ГЭС и комбината шёлковых тканей, судьба его до сих пор неизвестна.

Говорят, ДТ-54 был передан ЗАО "Чайковская птицефабрика", руководство которой обещает установить памятник на въезде в село Фоки. Ну что ж, поживём - увидим.

А вот ЗИС-5В однозначно попал в хорошие руки.
Его восстановлением решил заняться руководитель автосервиса "Камсервис Авто" Вячеслав Лазарев. И заразил этой идеей буквально весь город. Был создан "Чайковский фонд восстановления автомобиля ЗИС-5", привлечены благотворители - как организации, так и частные лица, а на сайте http://www.zis5.ru и в группе https://vk.com/zis5project можно было следить за тем, как продвигаются работы.
Пишу "было", потому что "Захар" уже на ходу! Да, Вячеслав решил восстановить не только внешний облик памятника.
Двигатель, по словам Вячеслава, при этом "родной", его ремонтом занимался агрегатный цех УАВР-1 предприятия "Газпром трансгаз Чайковский", а недостающие детали представители фонда собирали по всей стране. Единственный элемент, изготовленный в наши дни - прокладка блока двигателя (UPD: и тут я, пожалуй, повторюсь, Вячеслав говорит это именно о двигателе, не о "Захаре" в целом).

Итак, в апреле 2014 года автомобиль был снят с постамента, перевезён в автосервис и разобран, а 29 декабря этого же года совершил первый самостоятельный выезд из ремонтного бокса.

9 мая 2015 года ЗИС-5В примет участие в параде, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне после чего будет установлен как памятник в сквере "Никто не забыт, ничто не забыто" на улице Карла Маркса.
Но работа фонда на этом не прекратится. Вячеслав планирует и дальше поддерживать автомобиль в рабочем состоянии и хотя бы раз в году снимать его с постамента для участия в параде, а, может, и в других мероприятиях. Например, в минувшую пятницу ЗИС-5В стал участником церемонии открытия VII Всероссийских сельских игр: http://www.zis5.ru/news/115-zakhar-ivanovich-vstretil-druzej-so-vsej-strany

А за несколько часов до этого в гостях у Вячеслава и его "питомца" побывали мы





Вячеслав

































UPD: видео от doktoryuga

image Click to view

Пермский край, ЗИС-ЗИЛ

Previous post Next post
Up