Белорусское Полесье, край лиственных лесов, чередующихся с торфяными комариными болотами. На обширных луговинах стаи аистов, символов Белоруссии, добывают себе корм, а над дорогой парами проносятся болотные цапли..
Но я навестил те места не с целью поиска красивых ландшафтов. Дело в том, что в советское время Пинск, город в Брестской области, в самом центре Полесья по праву называли столицей мелиорации. И это закономерно: Пинский район являлся своеобразным полигоном для исследования вопросов освоения и улучшения земель на благо сельского хозяйства. На Пинщине проходили испытания многие (если не все) мелиоративные машины, разработанные СКБ "Мелиормаш" Министерства СД и КМ (строительного, дорожного и коммунального машиностроения).
Немудрено, что в тех краях ещё можно встретить некоторые раритетные образцы мелиоративной техники советского производства. Надо сказать, что мелиорация в Белоруссии в настоящий момент не канула в небытие, как в основном на всей остальной территории бывшего Союза, а продолжает стабильно проводиться. Разумеется, в далёком прошлом остались грандиозные планы (как и водилось в СССР) освоения земель, но уже существующие гидротехнические системы неукоснительно поддерживаются в рабочем состоянии: каналы чистятся, шлюзы на плотинах исправно функционируют, закладывается дренаж.
Все эти мероприятия проводит ещё с советского времени "Главполесьеводстрой", организация, в ведении которой по всему региону находится множество ПМС (предприятий мелиоративных систем) и ПМК (передвижных мех.колонн). Целью моего визита как раз и было навестить одно из этих предприятий в Пинске, рядом с проходной которого находится на "вечной стоянке" редкая, если не сказать, уникальная машина - мелиоративный экскаватор (каналоочиститель) ЭМ-152.
Эта узкоспециализированная машина Мозырского завода "Мелиормаш" предназначена для очистки каналов глубиной до двух с лишним метров от наносов, которые неизбежно появляются там, где есть проточная вода. Несмотря на неуклюжий и архаичный внешний вид, устройство экскаватора строго функционально. Многоковшевой рабочий орган с приводом от гидромотора навешен на ажурный сварной пилон, и может поворачиваться в горизонтальной плоскости, в зависимости от схемы работы машины, для очистки каналов с левой или правой стороны без дополнительных переездов и маневрирования (береговая схема работы).
Кроме того, экскаватор имеет переменную колею: с помощью телескопической рамы вспомогательная гусеница может выдвигаться вбок, обеспечивая машине колею до пяти с половиной метров. Таким образом, машина движется над каналом, опираясь гусеницами на его противоположные "берега" (седлающая схема работы).
Над вспомогательной гусеницей смонтирован противовес, что обеспечивает экскаватору дополнительную устойчивость при работе. Интересно, что эта гусеница имеет свой цепной привод, позволяющий управлять ею при необходимости поворота машины. Карданный вал к цепной передаче проходит внутри трубчатой телескопической рамы.
На фото хорошо видна конечная цепная передача привода основной гусеницы с натяжной звёздочкой. Ещё одна цепная передача (её звёздочку, только со снятой цепью, тоже видно) соединяет конечную передачу с раздаточной коробкой, обеспечивающей скорости движения машины от двух до шестнадцати км/час.
На самом деле, экскаватор этот не совсем комплектен. Например, отсутствуют натяжные ролики на ковшевой раме рабочего органа, из-за чего цепь сильно провисает. Скорее всего, те ролики сняли ещё при установке памятника как зап.часть для ремонта такого же экскаватора. Это оправдывает слухи, что в тех местах на ходу находится по меньшей мере ещё один "живой" ЭМ-152.
Кабина машиниста не оправдала ожиданий.. Внутри - полная разруха. Щиток приборов зияет отверстиями от вынутых КИП.. Кроме стандартного набора указателей, там имелся ещё и отдельный масляный манометр привода рабочего оборудования: подъёма/опускания/поворота ковшевой рамы.
Заводскую табличку я так и не нашёл, хотя было бы любопытно узнать, в каком году машина вышла из ворот завода. К слову, кабина машиниста имеет (вернее, имела раньше) панорамное остекление, что, вообще-то, было не характерно для советской землеройной и прочей спецтехники. Когда-то внутри находились даже отопитель и вентилятор для облегчения условий работы машиниста. Во всяком случае, мой настольный справочник говорит об этом.. Но к сожалению, ничего из доп. оборудования на этом экземпляре не сохранилось.
Было бы интересно взглянуть на это изделие в работе. Мой хороший знакомый из Белоруссии, мелиоратор, с которым я и совершил эту поездку, обещал разведать вопрос о сохранившейся машине, которая, возможно, действительно до сих пор "бороздит" полесские просторы.
Ну да поживём - увидим..