Каждому, кто хоть чуть-чуть интересовался авиацией, известен учебно-тренировочный реактивный самолёт Aero L-29 "Дельфин", на котором с 1963 года учились летать многие поколения советских курсантов. Не раз я встречал такие самолёты, установленные как памятники.
Начну, собственно, с омского памятника, с бортовым номером 100. Когда-то эта машина служила в учебно-авиационном центре ДОСААФ, который базировался в Марьяновке. После списания этот самолёт некоторое время был выставлен прямо на улице в самом центре Омска, возле краеведческого музея. А потом он был установлен как памятник на территории войсковой части на 3-й Молодёжной улице, напротив здания штаба. Увы, по понятным причинам, фото только сзади.
Есть памятник этому заслуженному самолёту и у наших соседей-тюменцев, он стоит перед Домом Обороны, где располагается тамошний ДОСААФ. Он был приобретён списанным в Челябинском УАЦ ДОСААФ специально для памятника.
Тюменский "Дельфин" имеет вполне неплохой внешний вид и аутентичную окраску, исключая недавно приляпанную эмблему ДОСААФ. А вот его собрат, установленный у трассового кафе "Райса" в Башкирии, уже покрашен от балды, "типа под военный", в кабине усажен манекен пилота, а на фюзеляже нанесены победные звёздочки. :) В общем, типичная замануха для проезжающих, кстати, с другой стороны этого же кафе с такой же целью стоит Москвич-401.
Кстати, что интересно, L-29 хоть и создавался как чистый учебно-тренировочный самолёт, но возможность размещения вооружения на нём тоже предусматривалась - так, на всякий случай.
После закрытия в 1992 году практически всех УАЦ ДОСААФ и массового закрытия военных лётных училищ (впрочем, там к этому времени L-29 уже заменили на L-39), летающих L-29 в России осталось очень немного, так что Омску в этом отношении повезло - три марьяновских летающих "Дельфинов" были выкуплены в частную собственность, находятся в лётном состоянии, и вот уже третий год подряд одна из этих машин демонстрирует высший пилотаж на омском авиапразднике, проводимом на аэродроме Калачёво.
Технические характеристики учебно-тренировочного самолёта L-29:
Экипаж - 2 человека (курсант и инструктор)
Длина - 10,81 м
Размах крыла - 10,29 м
Высота - 3,13 м
Масса пустого самолёта - 2236 кг
Максимальная взлётная масса - 3540 кг
Двигатель - 1 х Motorlet М. 701c 500
Тяга, нефорсированная - 873 кгс
Максимальная скорость у земли - 615 км/ч
Максимальная скорость на высоте - 655 км/ч
Практический потолок - 11500 м