В Ленинградской области, в г. Кировске, у диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" имеется небольшая, но очень интересная подборка советской бронетанковой техники.
Самый заметный танк на этой площадке - это тяжёлый КВ-1, носящий имя "Ленинградец". Эту боевую машину можно назвать "Ленинградцем" в самом прямом смысле этого слова: танк КВ был разработан и выпускался именно в Ленинграде, на Кировском заводе.
КВ стал итогом долгой работы СКБ-2 Кировского завода во главе с Ж.Я. Котиным по созданию нового тяжёлого танка. По первоначальной задумке конструкторов, согласно танкостроительной традиции, идущей ещё с 20-х годов, новый тяжёлый танк должен был иметь аж три башни: одну с 76-мм орудием, расположенную по центру танка, и две с 45-мм пушками, в передней и задней частях машины. В процессе работы количество башен танка было уменьшено до двух, по некоторым данным, сокращение данных было проведено по личному указанию Сталина, которому показывали макет нового танка. Тогда же было решено, кроме двухбашенного прототипа тяжёлого танка, получившего индекс СМК (Сергей Миронович Киров), разработать и однобашенный прототип, получивший индекс КВ (Клим Ворошилов). СМК в итоге так и остался в единственном экземпляре, а более прогрессивный КВ в 1940 году пошёл в серию.
Данная машина в зимней окраске была поднята со дна Невы в районе "Невского пятачка" в октябре 2007 года и впоследствии отреставрирована в Шлиссельбурге, на ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод". После реставрации КВ-1 был доставлен на площадку перед диорамой и установлен рядом с уже имеющимися там танками.
Кроме "Ленинградца", на площадке есть ещё один КВ-1, с башенным номером 061, уже в летней полевой окраске.
Этот танк тоже был поднят со дна Невы, он лежал в 50 метрах от берега на глубине 10 метров. Операция по его подъёму была проведена белорусским военно-патриотическим клубом «Поиск» из г. Шклова в апреле 2003 года. А 16 сентября того же года, после реставрации до ходового состояния на 61-ом бронетанковом ремонтном заводе в Стрельне КВ был установлен на площадке у диорамы, став первым экспонатом наружной экспозиции, не считая Т-34-85, который я упоминал в обзоре и который был установлен на постамент ещё в 1967 году, когда музея-диорамы ещё не было.
Как и у любого другого танка, у КВ-1 были и достоинства, и недостатки. Его мощная броня дала танку одновременно и то, и другое: танк получился малоуязвимым для огня большинства противотанковых орудий противника, но машина получилась перетяжелённой, медлительной и неповоротливой. Поэтому в 1942 году была разработана облегчённая модификация КВ-1, получившая индекс КВ-1С, "С" означало "скоростной". Прибавка в скорости действительно получилась существенной, максимальная скорость КВ-1С составляла 42 км/ч против 34 км/ч у КВ-1. Чтобы добиться этого, конструкторы уменьшили высоту корпуса, изменили форму башни и применили новую коробку передач.
Как и у классического КВ-1, у его скоростного варианта в задней части башни устанавливался 7,62 пулемёт ДТ. Этот экземпляр уникален - это единственный сохранившийся серийный КВ-1С! Даже в Кубинке есть только опытный танк на базе КВ-1С, вооружённый 85-мм пушкой.
Музейный КВ-1С был обнаружен в болоте в районе деревни Турышкино и поднят в 2006 году, реставрировался там же, где и "Ленинградец" - на заводе в Шлиссельбурге, а на площадку был установлен в январе 2007 года, увы, до сих пор у него не хватает правой гусеницы.
Лёгкий танк Т-26 - тоже ленинградского производства, он был выпущен на заводе "Большевик", который впоследствии был реорганизован в завод №174, тот самый, что был во время войны эвакуирован в Омск. Танки серии Т-26 представляют собой развитие лёгкого английского танка Vickers Mk.E, 15 экземпляров которого было закуплено в 1930-31 годах.
Изначально Т-26, как и их английские прототипы, выпускались в двухбашенном варианте, но вскоре возникла необходимость в усилении вооружения танка. В результате был разработан вариант вооружения машины 45-мм пушкой, спаренной с 7-62-мм пулемётом ДТ, вооружение размещалось в новой одиночной башне, которая была унифицирована с башнями танков серии БТ. Т-26 с такими башнями выпускались с 1935 до 1938 года. Первое боевое крещение танки Т-26 получили в гражданской войне в Испании, когда СССР помогал республиканцам, а потом были бои у озера Хасан, Халхин-Гол и Финская война. На начало Великой Отечественной устаревшие танки Т-26, наряду с БТ, всё ещё оставались самыми массовыми танками в армии, но большее их количество было потеряно в первые месяцы войны.
Танк из музея, как и почти все его "соседи", был найден на дне Невы и поднят в апреле 2003 года, а после реставрации в январе 2005 года поставлен на вечную стоянку. Кстати, именно в январе, в 1943 году, в этих местах прошли бои, решившие исход битвы за Ленинград. Пробоину в борту танка заделывать не стали, и через неё можно разглядеть некоторые детали интерьера.
Ещё один массовый лёгкий советский танк производства 30-х годов - БТ-5 тоже представлен на площадке. Как и Т-26, основой для этой серии советских танков послужила разработка иностранных танковых конструкторов, на сей раз американских. Основой для серии БТ стал танк-прототип M1940 американского конструктора Кристи, закупленный в двух экземплярах в 1930 году вместе с лицензией на их производство. Конструктор не без хвастовства назвал свой танк "модель 1940", намекая на то, что он со своей разработкой опередил время лет на 10, на деле же танк был очень сырой и требующий массы доработок, требовалось также разработать для него башню, которой на прототипе не было.
Характерная особенность танков серии БТ - колёсно-гусеничный ход, это позволяло существенно экономить ресурс гусеничных лент, которые тогда были весьма недолговечными. Обученный экипаж переводил танк с одного хода на другой за 30-40 минут, при переводе на колёсный ход снятые гусеницы укладывались на надгусеничные полки, задние опорные катки становились ведущими колёсами, а передние - управляемыми, управление осуществлялось по-автомобильному, с помощью руля. Танки серии БТ-5 отличались от более ранних БТ-2 новой башней с 45-мм пушкой и спаренным с ней пулемётом ДТ, а также новым двигателем - авиационным М-5. Выпускались танки серии БТ-5 с 1933 по 1934 год на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.
Музейный БТ-5 был поднят со дна Невы в июне 2007 года, он лежал в 100 метрах от берега. После реставрации, проведённой всё тем же заводом в Шлиссельбурге, танк был в сентябре 2007 года торжественно установлен у диорамы.
Самый маленький танк в экспозиции - это плавающий Т-38. Эта машина является модернизацией первого советского плавающего танка Т-37А, который, в свою очередь был разработан на основе британского плавающего танка Vickers-Carden-Loyd (но не являлся точной копией своего прототипа, как, к примеру, Т-26).
Главное внешнее отличие Т-38 от своего предшественника Т-37А - это расположение башни, на Т-37А она была справа. Кроме перестановки башни (и, соответственно, места механика-водителя), на новом танке были модернизированы трансмиссия и подвеска, с целью повышения их надёжности. Движение танка на плаву осуществлялось с помощью гребного винта, а управление - с помощью руля "лодочного типа", для откачки воды из корпуса имелся насос. Первое время производство Т-38 было налажено на Горьковском автозаводе (кстати, на танке применялся автомобильный двигатель ГАЗ-АА), а потом перенесено на завод №37 в Подольске. Всего с 1935 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38
Этот Т-38 был найден на дне Невы ещё в 1994 году, а поднят спустя 10 с лишним лет, в 2005-м. В этом же году, после реставрации, он был установлен рядом с большими "товарищами" на площадке у диорамы.
Надеюсь, эта коллекция будет пополнена, наверняка на дне Невы, Ладоги и других водоёмов ждёт своих поисковиков ещё много техники, оставшейся с той войны. Очень хотелось бы, в частности, увидеть на площадке рядом с КВ средний трёхбашенный Т-28, выпускавшийся на том же Кировском заводе и также участвовавший в обороне Ленинграда.