Продолжаем небольшой обзорчик по памятникам самой разной технике, установленным в Санкт-Петербурге и других городах Ленинградской области. Интересно, сколько ещё проживёт это, мягко говоря, странное сочетание "город Санкт-Петербург Ленинградской области"? Самым первым памятником, встретившимся мне по пути в Питер, недалеко от Тихвина, оказался вот этот МиГ-21, взмывающий в небо прямо посреди круговой дорожной развязки, что позволяет, проезжая мимо, посмотреть на установленный на странной штопорообразной металлической конструкции самолёт со всех сторон.
Стало интересно, по какому поводу был установлен сей самолёт, полез гуглить и оказалось, что это памятник лётчикам, защищавшим Тихвин и Ленинград в Великую Отечественную. Странный выбор - использовать в качестве памятника реактивный истребитель, разработанный во второй половине 1950-х, выпускавшийся до 1985 года и до сих пор стоящий на вооружении ряда стран. И сбивали пилоты, воевавшие на МиГ-21, уже не немцев, а бывших союзников американцев в небе Вьетнама. Как оказалось, этот МиГ-21 был передан в дар Тихвину по инициативе маршала авиации, почётного гражданина Тихвина А.П. Силантьева. В далёком 1941-м лётчик-истребитель старший лейтенант Силантьев за воздушные бои под Тихвином был удостоен звания Герой Советского Союза, а спустя сорок лет он организовал передачу Тихвину списанного МиГа из одной из частей, которые ему подчинялись. Советских самолётов эпохи Второй мировой к тому времени уже почти не осталось, а с современными проблем не было. Памятник был торжественно открыт в 1985 году, к 40-й годовщине Победы.
Путь дальше пролегал через Кировск, и там, у Ладожского моста через Неву, находится одна из площадок музея-заповедника прорыва блокады Ленинграда. Центральной частью этой экспозиции является диорама, представляющая собственно военные действия, но гораздо больше меня заинтересовала небольшая подборка танков, установленная рядом. На отдельном постаменте установлен обычный для памятников танк - Т-34-85, на памятной табличке надпись: "Танкистам Ленинградского фронта, форсировавшим Неву и участвовавшим в боях по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года".
А на площадке перед входом в помещение с диорамой стоят танки, которые вместе можно увидеть, пожалуй, ещё только в знаменитом танковом музее в Кубинке: два КВ-1, КВ-1С, Т-26, БТ-5, Т-38.
Утверждается, что все эти танки принимали участие в обороне Ленинграда и были в разное время подняты со дна Невы поисковыми отрядами. Отдельно про каждый сейчас писать не буду, это отдельная тема.
Свой вклад в прорыв блокады внесли не только танкисты, но и фронтовые шофёры. Кто хоть немного интересовался историей, знает, что такое "дорога жизни", после войны эта трасса стала одним из символов непокорённого города. В 1967 году на всём протяжении наземной части "дороги жизни" на участке от Ладоги до Ленинграда, ставшем в мирное время простой дорогой регионального значения с индексом А128, были установлены памятные километровые знаки, всего таких знаков 46.
А совсем недавно, в январе 2012 года, у 10-го километра "дороги жизни", в городе Всеволожске, был открыт памятник машине-солдату, полуторке ГАЗ-АА.
Установленная на постамент полуторка не настоящая, это макет. В статьях, которые я прочитал позже, утверждается, что все детали памятника изготовлены из бронзы по образцу настоящей сохранившейся машины. Правда, на настоящее похожи лишь кабина, оперение, колёса и кузов, а рама и подвеска как будто скопированы с детской игрушечной машинки. Колёса, наоборот, смотрятся слишком настоящими, так что не удивлюсь, если они просто покрыты краской под бронзу.
Впрочем, может идея установки такого памятника и неплоха, место уцелевших комплектных ГАЗ-АА - в музеях, а для мемориала сгодится и такая инсталляция.
Ещё один наземный отрезок "дороги жизни" проходил с другой стороны Ладожского озера. На этом участке дороги, у деревни Дусьево, установлен ещё один памятник военным шофёрам, открытый в 1973 году.
Центральная часть памятника - опять полуторка ГАЗ-АА, но выполненная из бетона в натуральную величину. Пропорции машины-скульптуры вполне натуральные, детали неплохо проработаны, и экскурсоводы часто рассказывают историю, что внутри памятника замурована настоящая полуторка, поднятая со дна Ладоги в 1970 году.
Это не просто скульптурное изображение грузовика, это целая динамичная композиция, машина как будто прорывается через ломающийся лёд переправы, на такие неординарные памятники приятно посмотреть.
За постаментом особняком стоит ещё одна часть мемориала - большой валун-надгробие с надписью: "Неизвестному шофёру, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне". Как рассказывают те же экскурсоводы, здесь захоронены останки шофёра той самой поднятой и замурованной полуторки, вот такая легенда.
Что удивительно, в самом Питере памятников автомобилям почти что нет, всё, что удалось найти по наводке местных знатоков, это вот этот ЗиЛ-164 на территории старого автотранспортного предприятия, находящийся в довольно ухоженном состоянии.
Согласно табличке, этот грузовик был выпущен в 1957 году и работал на предприятии 30 лет, пройдя 1,7 млн. км. Впрочем, к таким табличкам относились всегда достаточно вольно, 1957-1987 года могли быть просто годами, в которые машины ЗиЛ-164 работали в этом АТП. К тому же по облицовке радиатора ЗиЛ скорее похож на модификацию 164А, выпускавшейся с 1961 по 1965 год, но эта деталь легко заменяема, так что теоретически в принципе может быть, что машина действительно 1957 года рождения, кстати, это первый год выпуска модели ЗиЛ-164.
Ну и напоследок про памятник ещё одной мирной машине - первому питерскому электрическому трамваю. Это установленная около музея городского электрического транспорта реплика первой модели классического трамвая - вагона производства английской фирмы "Brush Machines", 29 сентября (по новому стилю) 1907 года открывшего трамвайное движение в Санкт-Петербурге. По-русски тип вагона почему-то стал официально называться как "Бреш".
Вагоны эти имели полностью деревянный кузов, вмещали 84 пассажира и могли двигаться со скоростью до 30 км/ч. Такие трамваи ходили на питерских улицах до 40-х годов, в процессе эксплуатации они походили модернизацию, некоторое количество вагонов было переоборудовано в грузовые платформы. В музее имеется ещё одна реплика вагона "Бреш", изготовленная на базе более позднего вагона серии МС, этот трамвай ходовой, как и большинство экспонатов музея, и участвует в различных мероприятиях.