Содержание (непоследовательное):
1. "Велосипед" (выписки), 1898: № 307.
2. "Самокат", 1898: №№ 217, 223, 225, 232, 234, 235, 244, 245, 288, 289, 255.
3. Адреса.
4. Биография Луи Мази (1910, Ежегодник Автомобилизма)
"Велосипед"
от 28 февраля (12 марта) 1898 г., № 307.
- С.7. Хроника. Две французские велосипедные фирмы Gladiator и Clement в непродолжительном времени открывают в Петербурге свои магазины.
Первое объявление в журнале
"Самокат"
№ 217. 7 марта (19) 1898 г.
- С. 164. Французские велосипеды и автомобили.
Клеман-Гладиатор-Фебус.
Директор Л.Мази.
Михайловская улица, дом № 1, в С.-Петербурге.
Последняя новость Парижа:
Трёхколесный велосипед с керосиновым двигателем и колясочкой.
Требуются агенты в провинции
(Без каких-либо изображений)
Место неплохое, почти напротив ратуши, вернее, Городской думы, и по диагонали в Гостиному двору
Михайловская, 1.
1873-1874 - арх. Фонтана Людвиг Францевич - включены существовавшие дома,
1905 - арх. Маккензен Карл Эрнестович - помещения ресторана и правления гостиницы,
1908-1910 - арх. Лидваль Федор Иванович - внутренняя перестройка, отделка интерьеров
Взгляд от Гостиного -
№ 223. 25 апреля 1898 г.
- С. 292… Реклама Клемана - Мази уже с рисунком трицикла...
№ 225. 9 мая 1898 г.
- С. 340.
Реклама клеман мази…
Рисунок:
Четырёхколесный велосипед-мотор клеман, обращающийся в трехколесный.
(в следующем номере опять трехколесный)
№ 232. 27 июня 1898 г.
- С. 494. Реклама Клеман… Мази
Изображение:
Вид новой фабрики Клеман для выделки автомобилей.
№ 234. 11 июля 1898 г.
- С. 534.
На большой гонке автомобилей
Париж-Амстердам
5 июля 1898.
Mr. Clement, известный французский фабрикант велосипедов и автомобилей
Пришёл первым.
Далее реклама маг.Мази (ещё Михайловская,1)
№ 235.
- С. 550.
На самокате Гладиатор
Бугур выиграл Чэмпионат Франции
(с электрическими лидерами)
(к рекламе Клеман - Мази)…
Переезд в сентябре... место, казалось бы, отличное
Каменноостровский пр.,1. Вид в сторону Троицкого моста.
с другой стороны, напомню, что строительство современного Троицкого моста, с которого чуть не в магазин въезжаешь, завершено 16 мая 1903 года...
Интересно, что мы опять встречаем имя Лидваля...
Вот когда начинаешь описывать маршрут, понимаешь, что снимать нужно было иначе... Но основной ориентир виден...
"Самокат", № 244. 19 сентября 1898 г.
- С. 694. ввиду недостатка прежнего помещения и желая доставить возможные удобства заказчикам, фирма Клеман-Гладиатор-Фебус переводится на
Каменноостровский просп., № 1.
Моторы, автомобили, велосипеды, хранение, мастерская, части и принадлежности для всех систем, телефон.
(Фотография: та же, что и в № 243 от 12 сент., где адрес - ещё Михайловская, вероятнее всего, сам Мази на трицикле у решётки забора Михайловского дворца, собственно, с 1895 г. уже Русского музея императора Александра III.)
К сожалению, нужно будет вернуться и быть более внимательным. Пока не трачусь на сканирование... А4 - 200 руб., А3 - 400... фотографировать запрещено, я уже не раз говорил об этой дикости руководства Национальной... ни думать, ниработать не хотят и не будут.
№ 245. 26 сентября.
- С. 711. Отдел Общ.Велосипедной езды.
Извещение.
(...)
Фирмою «Клеман» будут отдаваться на прокат для езды мотоциклы и трициклыю
(В № 250, с.801: «отдаются»…)
№ 248. 17 октября 1898 г.
С. 758. Значение первой гонки моторов в России.
(фотография: К гонке моторов 4 октября. Л.Мази на своём трёхколесном моторе)
№ 249. 24 октября 1898 г.
С.786.
(В предыдущем номере среди реклам о Клемане-Мази - ни слова, но, видимо, фотография Мази на Клемане размещена как реклама - Р.Б.)
Клеман - Гладиатор - Фебус
Каменноостровский просп., № 1. Директор Л.Мази.
1-я гонка автомобилей в России
На дистанцию Александрово-Стрельно и обратно
Выиграно:
1-м - Г-н Б. на моторе «Клеман».
2-м - Г-н «Мерль» на моторе «Клеман».
3-м - Г-н «Степанов» на моторе «Клеман»
Рекорд!!!
Установленный Г-ном И.Гольдер, из Киева.
На моторе «Клеман»
Киев - Житомир. 128 верст в 3 часа 31 мин.
Клеман - Гладиатор - Фебус в С.-Петербурге.
(Фотография трицикла с коляской у металлической ограды. За рулём в кепке предположительно Мази, в коляске - молодая женщина в шляпке с перьями, эта фотография размещена и на предыдущих рекламах Клемана у Михайловского дворца (?) - Р.Б.)
№ 255. 5 декабря 1898 г.
С.891.
Каменноостровский велодром не продан г. Мази, но сдан ему в аренду на 8 лет, за сумму около 29 тысяч рублей, расчленённую на ежегодные взносы.
Луи Мази (Masi, de la Fresnaye)
Мази Луи, Masi. Франция (см.прим. - Р.Б.). Директор т.д. de la Fresnaye.
Бывший директор Петербургского отделения фирмы Клеман-Гладиатор, затем завода Старлей.
Бывший арендатор Петербургского велодрома вместе с Созе.
Пионер автомобилизма в России.
Участник - первой зимней гонки моторов в Петербурге 1898 г.,
Москва - Петербург в 1899 г. (1 приз на трёхколёсном моторе).
Стоверстной гонки 1899 г. (1 приз в 2 ч. 43 м.).
1899 г. Луга - Петербург в 1900 г. на автомобиле.
(Мази) Москва - Петербург 1900 и 1901 г. (1 приз).
Источник:
1910. Ежегодник Автомобилизма. Автомобильная энциклопедия.
Место хранения: РНБ.
И небольшое уточнение к биографии Луи Мази:
Эл.ресурс РГБ:
Справочная книга о лицах Петроградского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах, получивших... сословные свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям, промысловые свидетельства 1 и 2 разрядов на торговые предприятия, 1-5 разрядов на промышленные предприятия, 2 и 3 разрядов на личные промысловые занятия... - Санкт-Петербург : тип. А.Н. Лавров и К°, 1865-1916. - 24.
[на 1899 год]. - 1899. - [3], 1065 с. -
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003836968?login=1#?page=496Далее перейдём к "Старлей"...