Авиатрисы 10-30х г.г.

Dec 06, 2016 19:44

Оригинал взят у vodolei_13 в Авиатриссы 20-30х г.г.
В начале  20 века  женщины активно начали примерять на себя не только мужскую одежду - брюки и рубашки, но и мужские занятия и даже мужские "игрушки": велосипеды, мотоциклы, автомобили и... самолёты!

"Журнал для хозяекъ" за 1915г. писал: "Женщину обвиняют в узости кругозора, мелочности интересов, неспособности к великим идеям и научным открытиям, лукавстве, кокетстве. хитрости и т.п. Мнения эти очень субъективны и построены на личных разочарованиях. Тот, кто ищет в женщине только женщину, пусть не претендует , не найдя в ней человека. Прежде, чем осуждать женщину, надо снять с неё цепи гражданского неравенства, дать ей возможность наравне с мужчиной проявлять свою деятельность во всякой отрасли труда. Женщину нашли возможным возводить на трон, на эшафот и в то же время её лишают возможности проявить свою деятельность во многих профессиях."

Небо - это романтика, а кто в этом мире романтичнее женщины? И они нашли друг друга: небо, самолёт, девушка. И не беда, что они, порой,  садились за штурвал аэроплана, не умея летать - их  не останавливали даже многочисленные аварии и крушения. Это фантастические женщины, по-моему, достойные восхищения: в пилоты шли и княгини, и артистки, и спортсменки, и официантки. Судьбы их удивительны, но порой очень коротки.



Рут Элдер.


Конечно, поначалу даже подняться в воздух - женщине! - считалось немыслимым. Даже в виде пассажирки. Если верить нашим старым газетам, то такой женщиной была графиня фон Цеппелин:
Самая первая женщина, участвовавшая в полетах, графиня Цеппелин, также русская. Она рожденная баронесса Вольф, дочь владельца замечательного по красоте замка в Прибалтийских провинциях.

Первой же отчаянной женщиной прокатившейся на аэроплане в качестве пассажирки оказалась (по крайней мере так считается)  Тереза Пельтье (Thérèse Peltier) , которая 8 июля 1908 г. совершила полет вместе с  пилотом Леоном Делагранжем. Во время полета, ко­торый выполнялся в Турине (Италия), аэроплан пролетел 150 метров. Вскоре после этого мадам Пельтье стала первой женщиной, выполнившей самостоятельный полет. Правда, она так и не ста­ла квалифицированным пилотом.


 

"Баронесса" (из семьи слесаря) Раймонда де Ларош, урождённая Элиза Дерош, считается первой в мире дипломированной пилотессой.


Она увлекалась автовождением и велосипедным спортом, как многие другие будущие авиатриссы. Будучи актрисой, Элиза взяла псевдоним "баронесса Раймонда де Ларош" - как ей казалось, он вполне подходил для сценической карьеры. После ряда полётов на воздушных шарах де Ларош в 1909 году встретила авиатора Шарля Вуазена, который и предложил ей научиться летать.
22 октября 1909 де Ларош поднялась в воздух на одноместном аэроплане. Считается, что Вуазен разрешил де Ларош только проехать по летному полю и вырулить обратно к месту старта, но, к ужасу зрителей и Вуазена, она разогнала машину и поднялась в воздух, пролетев около сотни метров. Через несколько недель она попала в первое лётное происшествие - самолёт задел дерево и совершил жёсткую посадку; лётчица отделалась сотрясением мозга и сломанной ключицей.
8 марта 1910  она, первой из женщин получив удостоверение пилота № 36, стала официально стала первой лётчицей Франции. "Баронесса" много учствовала в различных состязаниях и авиа-фестивалях - не без трагедий, конечно. Но ей везло.  Она выиграла кубок "Coupe Femina" пролетев 323 км в непрерывном полёте, который длился 4 часа и был прерван лишь из-за технических неполадок. Уже после войны де Ларош побила женский рекорд продолжительности полета - 323 километра, а в 1919 - рекорд высоты - 4800 м.  Раймонда хотела стать лётчиком-испытателем и  погибла, разбившись на самолёте, но в качестве со-пилота.
Памятник первой летчице стоит в аэропорту "Ле Бурже".

Вот на такой технике летала "баронесса".


За штурвалом.


Про эту женщину я впервые узнала из своего "Журнала для хозяекъ" (1915г):
"Группа французских женщин с госпожёю Рише Д" Ареаль, баронессою Деларош, г-жами Дамедоз, Марвин и Пикар во главе, организовали "Патриотический союз авиаторш Франции". Эти авиаторши уже дали доказательства своего искусства и своего бесстрашия, участвуя в полётах не только во Франции, но и в перелётах из Франции в Цюрих и обратно, на Париж-Кротуа и т.д.
Г-жа Рише указывает на громадную услугу, которую женщины-лётчицы могут оказать союзной армии:
- Мы не претендуем на то, чтобы нас немедленно послали на фронт. Нас могут назначить к транспортным аэропланам,  мы можем носить дозорную службу открытых городов. "

Первой русской женщиной-авиатором газеты назвали Домникию Иларионовну Кузнецову-Новолейник - в 1911 году.


Самое смешное, что Домникия Кузнецова, отрвавшись от земли, тотчас же перевернулась вместе с аэропланом, который после этого восстановлению не подлежал, а сама она особо не пострадала. В оправдание женщины надо всё-таки сказать, что сам самолёт по конструкции был очень неудачный, поднять его в тот день в воздух не смог и сам пилот - её муж, Павел Кузнецов - вот и доверил самолёт жене, которая хоть и хорошо разбиралась в технической части (она практически  исполняла роль техника у мужа), но не имела лётной практики: научить её летать было невозможно, ибо самолёт был одноместный. Да и сам Павел Кузнецов до этого не раз терпел крушения...
Летать она больше не рискнула, но в анналах российской истории осталась "первой русской женщиной-авиатором".

Английский авиатор Гукс считал, что женщинам надо "раз навсегда отказаться от авиационной карьеры". Правда, отмечал Гукс, обычно женщины думают быстрее, чем мужчина, но очень редко у них правильная мысль реализуется в правильном действии.

Да что там говорить, сначала даже летать дамам надлежало в корсете, ибо неприлично))

И тем не менее, женщины  продолжали осваивать небо.
Газеты 1910 году писали:
Во Франции у многих любителей спорта уже есть свои аэропланы, дирижабли и т.д. У нас только один граф А.Д.Шереметев имеет собственный аэроплан, на котором иногда совершал полеты в своем имении Ульяновке.
Другие великосветские любители авиации, среди которых преобладают дамы, еще не обзавелись собственными аэропланами.


И вот кто из дам проявлял особый интерес:
Княгиня С.А.Долгорукая не только искусная и неутомимая автомобилистка и смелая авиаторша, но ловкая и искусная наездница. Княгиня С.А.Долгорукая первая русская светская дама, самостоятельно управляющая монопланами, но кроме княгини С.А.Долгорукой известны своими участиями в полетах: вдовствующая великая княгиня Мекленбург-Шверинская Анастасия Михайловна, баронесса Т.А.Каульбарс, г-жа Палицына, княгиня Шаховская.

Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887 - 1949) - русский авиатор, одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. В период 1907-1912 годов в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего в июне 1910 года.



Пройдя лётную подготовку, в 1914г. получила удостоверение пилота за № 243.

А вот первой русской авиатриссой с дипломом за номером 31 стала Лидия Виссарионовна Зверева.


Лидия Виссарионовна успешно прошла обучение, выдержала экзамен и в августе 1911 года получила диплом авиатора. Л.В. Зверева первой из дам освоила пикирование с выключенным мотором, первой выполнила петлю Нестерова, первой вывела свой аэроплан из штопора. Отличалась уверенностью, смелостью и даже дерзостью пилотирования.
А условия выживания женщины-пилота в мужском мире были нелёгкими - вот что она рассказывала в то время:
"Если бы аппарат был мой, тогда другое дело, а то у меня имеется еще компаньон, которому я должна заплатить 500 рублей. В Гатчине мой «Фарман» был окончательно приготовлен к полету, когда выяснилось, что кто-то из недоброжелателей насыпал мне в мотор железных опилок. "

Но тем не менее, Лидия Зверева не раз восхищала своим мастерством жителей Санкт-Петербурга, гастролировала в Риге, Тифлисе. Несколько раз попадала в аварии, но обходилось. А скончалась она от тифа в 1916 г.

В том же августе 1911 года свой лётный диплом получила и княгиня Евгения Михайловна Шаховская.


О, это очень необычная судьба, а сама княгиня была склонна к разного род авантюрам. Жена князя Шаховского страстно влюбилась в небо... и в покорителя небесных высот Севу... Бросив мужа, она уехала в Германию, окончила лётную школу,в которой инструктором работал Всеволод Абрамович.

В ноябре 1911г. Евгения Шаховская в качестве добровольца-военного лётчика планировала поехать в Триполи на театр военных действий: " «Я займусь воздушными рекогносцировками, посажу сзади себя вооруженного несколькими бомбами берсальера и полечу высматривать неприятельские позиции. Это, действительно, сильное ощущение - лететь над пустыней, сеять смерть в турецко-арабском лагере с высоты 500 метров и слышать как жужжат мимо пули охотящихся за нашим аэропланом неприятельских стрелков. Даже погибнуть при таких условиях - красивая смерть, а все равно я погибну рано или поздно. Я - обреченная. "

Получилось ли у ней осуществить задуманное - "сеять смерть" в стане неприятеля - я не знаю, но причиной гибели одного человека её считали.
Да, так вот - про её любимого Севу Абрамовича. Княгиня была за штурвалом, когда в апреле 1913 года они совершали тренировочный полет. Неожиданно на высоте 60 метров аппарат потерял управление и рухнул. Княгиня отделалась ушибами, а Сева погиб. Газеты писали разное.



Отец Севы уточнял:
В виду появления в печати разноречий относительно обстановки гибели моего сына сообщаю: «При вполне благоприятной погоде сын летел пассажиром. Княгиня Шаховская пилотировала. Вследствие вихря от внезапного пролета вплотную над Райтом у аппарат резко двинут был руль высот, следствием чего произошло падение с высоты не более пятнадцати метров. Прошу газеты перепечатать.

Княгиня Шаховская и Сева Абрамович. Как они на этом летали ? Не понимаю...


Когда началась Первая Мировая княгиня отправила прошение царю об отправке на фронт и в ноябре 1914 года Шаховская оказалась в 1-м армейском авиаотряде в чине прапорщика. А потом её посадили в тюрьму за шпионскую деятельность в пользу Германии!
Освободили её как "узницу режима" в перод февральской революции...  потом  её опекал Луначарский... пишут, что работала она в ЧК, употребляла наркотики....да, совсем там непрозрачно всё было в её жизни,  а закончилась её жизнь в перестрелке с "коллегами"-чекистами.

Вот статистика жертв авиации того времени:
Всего до конца 1913 года от авиации погибло 390 человек, из них 326 человек в качестве пилотов и 64 человека в качестве пассажиров. В числе этих 390 жертв находилось 211 частных лиц, в том числе 5 женщин и 179 офицеров и нижних чинов.
Самое большое количество жертв приходится на Францию - 108 человек, что составляет 27,8% всего числа жертв, далее идет Германия - 92 жертвы, Соединенные Штаты-48, Англия - 38, Россия - 28.


Про Элен Дютре я уже рассказывала - Пилот без корсета
Девочка из семьи бельгийского офицера,  занималась велосипедными гонками, мотоспортом, гонками на автомобиле, ставила мировые рекорды, была каскадёром, выступала с трюками и стала четвёртой в мире женщиной, получившей лицензию пилота.



Прожила долгую интересную жизнь и умерла в 1961 г (а родилась в 1877).



Интересно, что посмотреть на женщину, пилотирующую аэроплан приходили поглазеть как на чудо: "Mdlle Дютре будет летать с пассажирами."  Этими показательными полётами зарабатывали в то время многие пилоты, не только женщины.



Вообще, можно бесконечно рассказывать о женщинах того времени, а особенно, о  тех, кто решался браться "не за свё дело",  оспаривал права мужчин на управление техникой, на то, чтобы быть не просто  изнеженной женщиной  и  домашней хрзяйкой, но и личностью, способной находить реализацию не только в семье и уюте, но в том, куда стремилась их душа.
Забавно наблюдать, как некоторые современные умницы-красавицы, с образованиями, сидя за рулём своих авто, рассуждают, что они не феминистки. Знали бы они, какой трудный путь прошли до этого их предшественницы, чтобы наши современницы могли получать образование, зарабатывать себе на жизнь, ездить за рулём и самим выбирать себе спутника жизни по своим соображениям  любви или ещё каким-то.
Да, и летать! Женщины теперь летают и никто не видит в этом ничего удивительного. И в космос, в т.ч.
Почему-то принято считать, что в феминистки "идут" от ущербности, от неженственности, что феминистки во всех женственных женщин  "кидают тапками" и т.п.))
Наоборот: эти красавицы не были обделены ни мужским вниманьем, ни семьёй, ни умением модничать. Даже из солдатских галифе, рубашек и рабочих роб эти женщины создали свой стиль, который вошёл в моду и который  с удовольствием копируют современные модельеры.


       

А какие они были красавицы, эти авиатриссы!

Это Элси Маккей (Elsie Mackay) - она  получила удостоверение пилота в 1920 году. Дочь лорда Инчкейпа, актриса и кумир лондонской молодежи, всю свою жизнь бунтовавшая против общественных канонов и требований семьи, стала одной из первых женщин Англии, ставшей пилотом. В марте 1928 года она решила стать первой женщиной, перелетевшей через Атлантический океан. Из этого полёта она уже не вернулась.


Американская пилотесса Амелия Эрхарт в 1934 году призывала женщин задуматься о карьере пилота, она предупредила: “Если вы когда-нибудь решитесь постучаться в эту дверь, возьмите с собой топор - возможно, вам придется прорубать себе путь”.
Сколько же она всего успела за свои 39 лет!



Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд. И по сей день многие продолжают  также деталями исчезновения.




Такая разная.



В современных США Амелия Эрхарт по-прежнему является известной и популярной национальной героиней и примером для подражания.  О ней выходят книги и фильмы. Один из последних - биографический фильм Миры Наир «Амелия», в главной роли - Хилари Суонк.



Глэдис О'Доннелл с детьми после возвращения домой в Лонг Бич, Калифорния. О'Доннелл выиграла женское "Авиационное дерби", пролетев 2250 миль за 15 часов. Сентябрь 1930 года. (The New York Times)


Представляю как  восхищались дети своей героической мамой-пилотом! Да и просто красавицей.


А ведь спустя  совсем немного времени, про это будут писать так:

А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот, -
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.(С.Михалков)

Рут Элдер(1902-1977). Ее муж подал на развод за год до этого, сказав, что она "заставила его слишком много волноваться во время перелета через Атлантику и не поцеловала его, когда вернулась в Нью-Йорк". Ох, уж эти чувствительные мужчины! ))
Это  первая в истории женщина-пилот, попытавшаяся в 1927 году перелететь через Атлантический океан. Из-за утечки масла самолёт потерпел крушение неподалёку от Азорских островов. Элдер и её второй пилот были подобраны танкером.


Пилотессы - авиатирссы. Им к лицу.


Хелен Шеридан занялась авиацией, чтобы не быть "соломенной вдовой". Ее муж, директор по продажам в авиационной фирме, постоянно летал. Хелен попыталась побить женский рекорд длительности полета в 1929 году. (Associated Press)


Милдре Кауфманн вскоре после своего рекорда в 46 последовательных петель. Два года спустя она погибла в столкновении с другим самолетом на низкой высоте в Канзас-Сити, 23 февраля 1930 года. (The New York Times)


Кэтрин Стинсон считается первым пилотом-писателем, первой женщиной, пролетевшей на Лондоном и первой женщиной, совершившей ночной полет. (The New York Times)


Официантка Бьюла Анрух получила удостоверение пилота в 23 года в Нью-Йорке, на Лонг-Айленде. По ее подсчетам, обучение стоило около 13 000 средних чаевых. (Associated Press)


Опал Канс, апрель 1930 года, за несколько недель до катастрофы в Вифлееме, Пенсильвания. Через год она снова попала в катастрофу рядом с Вашингтоном, когда ее ослепило брызгами керосина. (Underwood & Underwood Studios)


Первая  женщина-мусульманка-пилот на Кавказе - Лейла Алескеровна Мамедбекова(1909 -1989).
После окончания Бакинского аэроклуба, она совершила свой первый полёт в 1931 году. Затем она переехала в Москву и продолжила обучение в Тушинском лётном училище. Во время Великой Отечественной войны Мамедбекова хотела пойти на фронт, но ей, как матери четырёх несовершеннолетних детей (всего их у неё было шестеро), было отказано. Однако майор авиации Мамедбекова не могла сидеть, сложа руки: она решила заняться подготовкой парашютистов.



О судьбе первой мусульманской летчицы Лейлы Мамедбековой в 30-е годы был  снят художественный фильм. Это был фильм «Исмет», в котором она принимала участие как каскадёр, исполнитель трюков в небе. Увидеть же её в фильме можно  только в первом и последнем кадрах художественного фильма.

Вот такие были времена и вот такие женщины...



Пилотессы 1931 года - ‘Powderpuff Derby’  Santa Monica to Cleveland.  Photo courtesy of Cleveland State University. Michael Schwartz Library.

Пы.Сы. За поправки моих возможных ошибок ввиду сложности провеки информации  - буду очень признательна.

По материалам:
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=27364&issue=442
http://www.softmixer.com/2011/12/blog-post_7726.html
http://skif-tag.livejournal.com/1098305.html
http://maxpark.com/community/14/content/1979830
http://www.ctie.monash.edu.au/hargrave/elder.html

Женщина-авиатор, История авиации

Previous post Next post
Up