Сегодня мы с вами покатаемся на нью-йоркском метро или, как его здесь называют, "подземке", которая заслуживает отдельный пост хотя бы тем, что это крупнейшая система метрополитена в мире. В распоряжении нью-йоркцев и гостей города 26 линий и 468 станций. На картинке это выглядит примерно так:
Человеческую версию можно скачать здесь:
http://www.mappery.com/maps/New-York-City-MTA-Subway-Map.pdf На практике все не так страшно. Главное - запомнить, что в нью-йоркском метро линии и маршруты - это не совсем одно и то же. Если с линиями все и так понятно, то маршрутом называется направление движения между двумя станциями, которые могут находиться на разных линиях. Маршруты обозначаются на карте буквами и цифрами, у линий есть собственные названия. Поэтому, чтобы попасть на нужную станцию используем следующий алгоритм: находим эту станцию на карте, смотрим поезда каких маршрутов на ней останавливаются, дожидаемся состав с нужной буквой и конечным пунктом. Чуть не забыли, нужно еще учесть, что маршруты делятся на экспресс-маршруты (останавливающиеся только на некоторых станциях) и локальные (со всеми остановками). При наличии карты метро эта мелочь не должна создавать проблем.
Перед поездкой проверяем баланс проездного билета:
2
Счет лучше пополнять на сумму от 5 долларов и больше, тогда получим приятный бонус, +5% к балансу. Положить деньги на метрокарту можно в автомате наличными или с помощью кредитки (которую нужно вставить и сразу же извлечь - удобно, чтобы не забыть). Любителей жетонов ждет разочарование, их отменили еще в 2003 году, оплата только картинами. Стоимость одной поездки - $2,75. Проездной билет на неделю будет стоить $30, на месяц - $112. Метрокартами также можно расплачиваться за проезд в системе PATH, поезда которой соединяют Манхэттен с городами Хобокен, Джерси-Сити и Ньюарк в штате Нью-Джерси.
3
Подходим к турникетам, достаем карточку, проводим от себя, проходим. После 3го раза уже делаешь этот жест как коренной ньюйоркец:
4
5
Первое, что бросается в глаза - однотипность и мрачность станций. Ни мрамора, ни красивых люстр, ни мозаики вы здесь не увидите. Такая себе нуарная атмосфера, почему-то сразу вспоминается один из первых уровней игры Max Payne.
6
Для нью-йоркцев подземка - это не роскошь, а средство передвижения. Например, вот так выглядит станция знаменитой Wall Street:
7
На некоторых станциях более-менее чисто:
8
А на других даже страшно голову поднять:
9
К мусору еще добавляются и проблемы с дренажной системой. Работа метро периодически нарушается даже из-за мелких ливней:
10
Очень необычное зрелище - станция с тремя платформами и 4мя путями, на такой можно и заблудиться. В нью-йоркском метро есть целых 7 способов организации станций, с разным количеством платформ и путей, это обусловлено пересечением экспресс и локальных маршрутов. Или простыми словами, для неподготовленного человека - это дурдом:
11
Оказывается, что переходы между платформами называются красивым словом мезонин. Это целый уровень над или под станцией (если она надземная), который соединяет ее с ближайшими улицами. На большинстве станций они выглядят зловеще, так и кажется, что из-за угла выйдет какой-нибудь маньяк:
12
Есть и оживленные переходы:
13
На платформах висят телевизоры, строго по центру, как вы думаете для чего они?
14
Дело в том, что поезда нью-йоркского метро очень длинные, длина состава может достигать 180 м.
15
Один машинист просто не сможет увидеть все ли пассажиры успели занять свои места, поэтому их двое, еще один находится в середине состава, для него эти мониторы и предназначены:
16
Заходим в вагон:
17
Внутри довольно-таки просторно:
18
Людей обычно не много:
19
Час-пик совсем не похож на наш:
20
Пассажиры нью-йоркского метро:
21
22
23
24
В старых вагонах нет карты метро с индикацией станций, а разобрать что говорит машинист для нас было очень сложно. Поэтому пришлось по старинке выглядывать в окошко и смотреть название станции на платформе. Карту метро можно бесплатно взять в любой кассе. В вагонах поновее уже есть навигация:
25
Правила поведения на станции: "Be smart. Be safe. Don’t run". Очень мудрая рекомендация, подходит практически для любой житейской ситуации.
26
Большинство станций не приспособлены для доступа людей с ограниченными возможностями. Поэтому очень часто можно встретить предупреждения об отсутствии лифта или пандуса. Тут же пишут альтернативный способ как добраться до нужной станции. Данная ситуация связана с тем, что в период с 1975 по 2007 год в Нью-Йорке не открывались новые станции, однако в 1990 году был принят Акт об американцах с ограниченными возможностями. С того времени идет активное переоборудование станций, они по очереди закрываются на ремонт и оснащаются необходимыми приспособлениями:
27
Полицейские встречаются только на больших станциях:
28
Выход из метро, чаще всего, через турникет:
29
Письмена первобытных ньюйоркцев:
30
Кстати, если помните, то в первом посте про Нью-Йорк мы обратили внимание на котов в подземке. Оказалось этому есть простое объяснение - в местном метро огромное количество крыс, на некоторых станциях они даже бегают по платформе. Мы видели их только издалека, но и этого хватило, чтобы засомневаться в том, что это кошки охотятся на них, а не наоборот.