Елена Быкова (Москва) о дипломном спектакле «Мефистофель» студентов Мастерской Сергея Федотова (режиссура и сценография - Сергей Федотов ).
Идти и смотреть!
Дипломный спектакль «Мефистофель» актёрского курса Мастерской Сергея Федотова надо смотреть обязательно.
Во-первых, выпускники сыграли ещё один спектакль театра с актерами театра, тем самым органично войдя в репертуар вторым прекрасным составом, что является бесценной школой для молодых артистов.
Во-вторых, этот спектакль - одна из последних премьер театра по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро, в России практически неизвестного, неоткрытого. Таким образом, молодые актёры фактически являются вторыми исполнителями в мире после «мостовцев».
В-третьих, совершенно замечательный женский квартет - три сестры Лав и Мей Рейс. Чувственные, разные по характеру, темпераменту, но все яркие, запоминающиеся, стильные. Троица - Мей, Мэг, Эмми - своими буйствами в красной комнате выглядит шабашом ведьм, потерявших в наркотическом зелье все земные и неземные реалии. Они безвозвратно гибнут, развращаемые своим хозяином, наркоторговцем из Корнуолла Николасом Шофилдом (Ильназ Яруллин), выдающим себя за сатану, повелителя ада, жаждущим пленить Кэтлин, последнюю из сестер Лав. Актёр показывает, как жестоко обманчива в своей привлекательности дьявольская сила, играющая на низменных страстях человека. Его герой, современный Мефистофель, как пёс преследует своих жертв и, поймав, уже не разожмёт челюсти.
В-четвёртых, тема войны с белой смертью за человека, за свободу от того, что проникает безжалостным мечом в его голову, в которой после этого вторжения не остается ничего, кроме тиканья часов, что становится главной темой спектакля. Она всегда остра, болезненна, так как это зло убивает людей беспощадно и ежечасно по всему миру. Она разрушительная преступная страсть. В пьесе и в спектакле в трудную, смертельно опасную борьбу с ней вступает молодой обаятельный, смелый и умный полицейский Джон Раффинг и выигрывает её, получая в награду любовь прекрасной Кэтлин.
В-пятых, авторский почерк режиссёра в сценографическом и световом решении изыскан и безупречен. Спектакль невероятно красив своей завораживающей мистической атмосферой, стремительной сменой декораций, событий, образующих островную цепочку непрерывного действия: гостиная-спальня - «Пансион для молодых женщин» в Лондоне - скамейка на бульваре - антикварный магазин с блестящими черепами на полках и страшной красной комнатой, местом разврата и падения молодых девушек - сцена театра «Лицеум», руководимого Генри Ирвингом. Каждый остров живёт своим светом, точно передающим внутреннее состояние героев. Генри Ирвинга, известного английского трагического актёра и режиссера, играет Валерий Митин. Он вносит в работу побеждающий аккорд.
В-шестых, спектакль не пошёл по соблазнительному пути показа откровенных сексуальных сцен сатанинского разврата. Сергей Федотов выстроил спектакль как психологическую дуэль Добра и Зла. Итог: очень стильная, динамичная работа, готический детектив, настоящий американский триллер, в котором и неподдельное волнение за судьбы героев, и неожиданные повороты событий, и страх, и мистические превращения, и счастливый долгожданный конец - нежный поцелуй влюбленных.
Фото -
Валерий Неукрытый