Борьба за царский престол в стенах спортзала: о спектакле "Борис Годунов. Сны" в Театре Наций.

Mar 14, 2024 15:35


Добрый день, дорогие подписчики! Сегодня я хочу поделиться с вами впечатлениями о премьерном спектакле Театра Наций "Борис Годунов. Сны", режиссёр - Пётр Шерешевский.

Премьерный блок отыграли 15, 16, 17 декабря 2023 года.

Для меня это первая встреча с этим режиссёром. Прочитав его биографию, была очень удивлена огромному количеству театров, где он работал. Не знаю, есть ли в нашей стране ещё один театральный деятель, которого так помотало по стране. Омск, Воронеж, Новосибирск, Санкт-Петербург, Челябинск, Тюмень, Ижевск, Уфа, Казань. Список его работ просто огромен. Наконец-то и мы, москвичи, познакомимся с этим талантливым человеком.

А вчера на премьере он свой талант подтвердил. Мне очень понравился спектакль. Браво!!!

Драма А. С. Пушкина "Борис Годунов". По сути это произведение о двух самозванцах, а не только о Лжедмитрие. Ведь Борис Годунов тоже незаконно взошёл на престол, не по праву крови. И еще оно о том, к чему это может привести.

Сторонники классических постановок опять будут меня жестоко ругать. Что же, это их право.

Я за любые новшества, за революцию в театре.

Новый взгляд режиссёра на классическую вещь, современные реалии, музыкальные вставки, остроумные замечания и шутки дают возможность зрителю окунуться в историю, вновь обрести и полюбить давно забытые литературные произведения.

Спектакль идет два часа без антракта и смотрится на одном дыхании.



Наши дни. Режиссёр помещает своих героев не просто в российскую действительность, а в стены спортивного зала среднестатистической российской ШКОЛЫ.



Сергей Беляев в роли Василия Шуйского. Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/437.jpg

Пётр Шерешевский:

Образ спортзала, как места унижения и индивидуального ада, пришёл мне во сне. Мы попадаем в некое безвременье - то ли это наши детские годы, то ли сегодняшний день. Здесь, как и в сознании Годунова, яркими вспышками проносится вся жизнь главного героя - и это последняя возможность раскаяться в том, что он натворил, или же, наоборот, пожалеть о том, что не свершилось.

Очень многие режиссёры любят преподносить свои постановки в виде снов. Пусть зритель сам догадывается: сон это, или явь, быль, или небыль.



Игорь Гордин в роли Бориса Годунова. Виталий Коваленко в роли Афанасия Пушкина. Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/439.jpg

Действующие лица:

  • Борис Годунов - Игорь Гордин;
  • Василий Шуйский - Сергей Беляев;
  • Афанасий Пушкин - Виталий Коваленко;
  • Фёдор Басманов (преподаватель военной подготовки) - Александр Кудренко;
  • Марина Мнишек (преподавательница физкультуры) - Екатерина Воронина / Юлия Хлынина);
  • дети Бориса Годунова: Ксения - Кристина Бочкарева, и Федор - Иван Середкин;
  • Гришка Отрепьев (уборщик в школе) - Данил Стеклов;
  • а также охранники, работница столовой;
  • школьники младших классов, периодически прибегающие то за забытой сменкой, то на урок физкультуры.

Действие начинается. В первые минуты одолевает сомнение. Как пойдёт? Понравится ли?

Спортивный зал, мерцающий люминесцентный свет, Борис Годунов в классическом костюме бродит по сцене один. Затем входит Василий Шуйский, и они вместе начинают вешать растяжку "С Новым, 1598 годом!".

В самом начале спектакля Борис предстаёт перед нами каким-то растерянным, рефлексирующим человеком. У Игоря Гордина все эмоции написаны на лице. В глазах - страх и терзания: правильно ли он поступил, приняв власть? Да, и совесть сильно мучает. А тот, кто с легкостью не может идти по трупам, долго у власти не продержится.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто ... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. -
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда - беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда ... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Не дает Борису покоя смерть царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, который должен был взойти на престол после отца. Историки до сих пор спорят о виновности Годунова в смерти младенца.

Но совесть совестью, а дело делать надо. Да и свалившуюся с неба власть никто и никогда просо так не отдаёт.

Банкет! Танцуют все! Празднуют коронацию Бориса.



Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/440.jpg

На теплоходе музыка играет,
А я одна стою на берегу.
Машу рукой, а сердце замирает,
Но ничего поделать не могу

Петр Шерешевский очень ловко миксует поэзию А. С. Пушкина и российскую попсу.

На заднем плане сцены расположен большой экран. На нем транслируется все, что происходит на сцене, а иногда и за сценой (там находится душевая и раздевалка). Зрителям даже с последних рядов все прекрасно видно.

Меж тем Гришка Отрепьев, услышав от Пимена историю об убиенном царевиче, решает объявить себя Димитрием и взойти на русский престол. Он бежит в Литву, а затем в Польшу.

Очень приятно, ЦАРЬ.

Данил Стеклов появляется в шикарной шубе.



Данил Стеклов в роли Григория Отрепьева. Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://www.kino-teatr.ru/art/7121/111888.jpg

Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями.

Народу очень легко запудрить мозги, он всему верит:

............бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.

А полякам это только на руку. Быстро собрав войско и обольстив красавицу Марину Мнишек (прямо в душевой спортзала), Гришка Отрепьев движется на Москву.



Игорь Гордин в роли Бориса Годунова. Данил Стеклов в роли Григория Отрепьева. Юлия Хлынина в роли Марины Мнишек. Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://www.kino-teatr.ru/art/7121/111896.jpg

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Но Борис Годунов с боярами не дремлет. До царя уже дошла весть о самозванце. В этот момент Борис предстаёт перед нами уже крепким правителем. Суровый взгляд Игоря Гордина говорит нам о том, что просто так он свою власть не отдаст и сметёт любого, кто встанет у него на пути. Борис тут же приказывает изловить нечестивого и разбить его войско.



Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/443.jpg

Победа!!! Лжедмитрий повержен!!!

Опять банкет! Празднуют победу над самозванцем.

Два кусочека колбаски
У тебя лежали на столе.
Ты рассказывал мне сказки,
Только я не верила тебе.



Виталий Коваленко в роли Афанасия Пушкина. Сергей Беляев в роли Василия Шуйского. Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/436.jpg

Но эта победа уже не радует царя, Борис разочарован властью:

Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем
Уж, охладев, скучаем и томимся?..
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной -
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.

Не выдержав последних переживаний, Борис внезапно умирает.

Хэштег "Иных уж нет."



Борис Годунов. Сны. Фото с сайта: https://cdn.tvc.ru/pictures/o/602/444.jpg

Перед смертью он берет клятву с Басманова, что тот будет верой и правдой служить его сыну, Фёдору. Но царедворцы Шуйский, Басманов, Пушкин с легкостью из собственной выгоды (а, точнее, за пару санкционных кроссовок) предают своего бывшего властителя и присягают на верность Лжедмитрию.

Какая разница, кто во главе? Главное, они при своем, им хорошо при любой власти.

Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом.
Мы видели их мертвые трупы.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ!

Ужас, трагедия этого произведения в том, что почти каждая фраза Пушкина звучит злободневно, мало что изменилось по прошествии 400 лет.

Заканчивается спектакль тем же монологом о совести, который Игорь Гордин читал в самом начале. Только воспринимается он по-другому. И безумная, неиссякаемая боль в глазах ...

Браво Мастеру!!!

Спасибо за внимание!

P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:

"Шекспир - абсолютный панк!", а Марчелли нервно курит в сторонке: о спектакле "Как вам это понравится?" в МХТ им. Чехова

У Богомолова под носом пристраивают содержанку: о спектакле "Богатые невесты. Новый сезон" в Театре на Бронной

От любви Гордина и Демидовой кровь стынет в жилах: о спектакле "Кто боится Вирджинии Вулф?" в МТЮЗе

Пациент скорее мёртв, чем жив: о спектакле "Саша, привет!" в Театре Наций

Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"

Previous post Next post
Up