Люблю на досуге почитать умные статьи Константина Богомолова. За это меня уже в моем блоге обругали многократно и очень нещадно. Но, несмотря на это, я продолжаю уважать этого человека и ОБОЖАЮ его творчество!
В мае этого года режиссер написал статью "ДИЕТИЧЕСКОЕ ГОРЕ" (полный материал доступен по
ссылке, РИА НОВОСТИ, 24.05.2023).
Перед прочтением моей статьи предлагаю ознакомиться с несколькими выдержками из работы Константина Юрьевича:
Есть в нашем Отечестве особый мир. Страна внутри страны. Сообщество внутри общества. Мир "особых русских". Назовем его "особняк". Этот особняк виртуален. Но в то же время он совершенно реален. Там обитают особые люди. Они не умнее прочих. Хотя многие - да. Они точно не красивее других. Просто ухоженнее. Они стопроцентно не порядочнее. Они часто богаче или образованнее. Но не это делает их особыми. Таковыми их делает осознание себя особыми …
Народ в глазах "особых" - неиндивидуализированное месиво из рабочих, крестьян, служащих, мелких предпринимателей, врачей и учителей, военных, живущих бедно и не взлетающих высоко не только и не столько по причине плохо работающих социальных лифтов, сколько по причине собственной ничтожности и генетического убожества …
Больше года в Особняке стоит унылая атмосфера. Зеркала завешаны черным. И слышен тихий скулеж в этом виртуальном доме. Это плачут обитатели Особняка. Впрочем, плачут - громко сказано. Давно забыли они слово "плач". Как и слово "смерть". И память о том, что жизнь, в принципе, полна горя, вытравлена многолетним праздником жизни. Праздник этот и есть для них жизнь. Закончить его - значит умереть. А смерть не входит в их планы: ведь они ухватили Бога за бороду - кто в девяностых, кто в нулевых. Потому не скорбят, а звук уменьшили и теперь приглушенно празднуют. Тихонько. Вполголоса …
В феврале 2022 года прошлое умерло. Безвозвратно. Поезд истории пошел по иным рельсам. Его не вернуть на прежний путь. Пора оставить страдания о прошлом. Оно должно умереть не только физически. Оно должно умереть в сердцах живущих. Мертвое должно умереть дважды. Лишь умерев в наших сердцах, прошлое освобождает дорогу будущему и дает шанс настоящему …
А в настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность. Надо только суметь выйти из "особняка", засучить рукава - и работать, и жить, и верить. Надо отбросить презрение к своей стране и своему народу и услышать гул истории и голос людей. Потому что их мнение имеет значение.
Эта статья является предисловием к новой постановке Константина Юрьевича "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя", премьера которой состоялась в сентябре этого года. Уже многие обозвали ее политическим Памфлетом! Не знаю как Памфлет, но жесткая сатира там точно присутствует.
Пьеса Максима Горького "Дачники" была написана в 1904 году, за год до первой русской революции.
М. Горький:
Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоёв и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом - родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него ... Эта интеллигенция стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и - спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие ... Вот - драма, как я её понимаю.
Как вы уже поняли, герои пьесы Горького - это русские интеллигенты, которые потеряли связь с народом, добились обеспеченной жизни и предпочитают загнивать в пьянстве и блуде на даче. Они ничего не хотят знать о проблемах простых людей и не хотят участвовать в надвигающейся катастрофе. Они заняты только собой. Таков был творческий замысел писателя.
Константин Юрьевич переносит действие пьесы "Дачники" в наши дни.
Если вам понравится эта статья, не забудьте поставить лайк и поделиться своим мнением в комментариях!
Главные герои постановки Богомолова - сбежавшие олигархи и их жены после событий 24 февраля. Основное действие происходит на террасе дорогой виллы, принадлежащей бизнесмену Сергею Сергеевичу Басову на Бали.
В спектакле опять иммерсивная сцена (как в "Гамлете in Moscow"): зрители сидят с двух сторон.
Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896133923_0:0:3268:2048_1920x0_80_0_0_476b5291d93dc59a383a06aa4142fc97.jpg.webp Художник-постановщик спектакля Лариса Ломакина прекрасно передала атмосферу острова Бали: роскошные пальмы колышутся на экранах, расположенных по трем сторонам сцены; курортный антураж дополняется пляжными шезлонгами, креслами, вечно вращающимся вентилятором под потолком, тропическими фруктами и коктейлями на столе.
Наши герои - зажравшиеся, уставшие от своей райской российской жизни люди, которые абсолютно равнодушны к происходящему в стране. Их волнует только одно: не потерять эту сытую жизнь. А некоторые, кстати, уже ее лишились, но их это, кажется, не особо заботит.
Именно Басов притягивает к себе всю российскую элиту, оказавшуюся на Бали не по своей воле. Здесь и родственники, и друзья, и соседи. К нему ходят за советами и, особенно, за деньгами все, кому не лень.
Дмитрий Куличков в роли Басова. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Фото с официального сайта Театра на Бронной:
https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1770/bronnaya_show_7-d.jpg В доме постоянно толкутся люди, кто-то приходит, уходит. И ведутся бесконечные разговоры.
В спектакле прекрасный актерский ансамбль.
Басова великолепно воплощает Дмитрий Куличков и в очередь с ним молодой актёр Богдан Жилин (ему стоило только приклеить бородку и немного посеребрить волосы, как он превратился из молодого начинающего актера в опытного, харизматичного, пятидесятилетнего крутого бизнесмена).
Дмитрий Куличков в роли Басова. Александр Шумский в роли Рюмина. Дмитрий Варшавский в роли Замыслова. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896133740_0:0:2935:2048_1920x0_80_0_0_fbc60ad599a1d54baa0d16c3489fd4b2.jpg.webp Жена Басова, Варвара Михайловна (Елизавета Базыкина / Александра Ребенок) - красивая молодая ухоженная женщина с хорошим воспитанием, весьма хитрая, расчетливая, обожающая праздную жизнь. То ли модель, то ли режиссер, то ли продюсер. Хочет снимать кино, но не может, потому что сбежали из России, а в Америке она, ясное дело, никому не интересна. Хочет иметь детей, но тоже не может, потому что сидит на антидепрессантах и кокосе. Супруги совсем не любят и не уважают друг друга (хотя женаты всего год).
Елизавета Базыкина в роли Варвары Михайловны. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Фото с официального сайта Театра на Бронной:
https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1765/bronnaya_show_1-d.jpg Вместе с четой Басовых на вилле живут сестра Басова Калерия - поэтесса (Василиса Перелыгина), родной брат Варвары - Влас (Никита Худяков), вроде бы режиссёр, а на самом деле бездельник и волокита. И сводный брат Варвары Михайловны - Рюмин (Александр Шумский).
Никита Худяков в роли Власа. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896151579_0:0:3074:2048_1440x0_80_0_0_1a4c60b827f508743d153978d58d1901.jpg.webp Еще один герой постановки Петр Суслов (Лера Горин), бывший банкир. Сбежал из России давно, потому что украл деньги вкладчиков.
Суслов беспробудно пьет, потому что болен раком и знает, что умирает, и постоянно подозревает свою жену-актрису Юлию Филипповну (Александра Виноградова) в изменах. А она ему в ответ читает страстный монолог о том, как мужчина должен любить женщину:
Я давно неинтересна тебе. Просто признай это. Женщина же для вас - как г**дон. Использовали, и все. Отстрелялись в нее, и все. И она мертвая. Лежит неопасная. Можно похоронить. А можно и так оставить. Не гниет, и слава богу. А если еще и пахнет хорошо - косметика, она ж для чего бабе? Она чтоб пятна замазывать. Трупные пятна. А женщина воскресает. И идет к тебе. И снова хочет любви. Снова хочет расстрела. Она как вампир она. Как терминатор. Как красный комиссар - кричит: "Стреляй в меня, сука!" И мужик должен снова стрелять. И если есть у мужика патроны и сам он еще не сдох, и если хочет жить - он стреляет. А она снова встает и снова:
стреляй!
А если он не хочет стрелять?
Значит, он не хочет выжить. Значит, у него не стоит не только на бабу, но и на жизнь. Потому что настоящий мужчина - это охотник за вампирами. И это его цель и призвание - убивать нас, вампиров. А убить нас можно, только вбивая в нас кол.
Еще на даче периодически появляются:
- Марья Львовна (Эвелина Гатауллина) - бывшая проститутка, удачно (в плане наследства) вышедшая замуж, но прожившая несчастливую семейную жизнь с тираном-мужем, а теперь руководящая Фондом “Мария Магдалина”, помогающим проституткам уйти из профессии:
Александр Соломонович Гогенштраль, выдающийся ученый, профессор иудаистики, автор фундаментального труда «Евреи Западной Сибири», оказался домашним тираном и садистом! Эта гадина сначала изображала из себя иисусика, а когда мы поженились, он начал морально уничтожать меня. Давить. Он ежесекундно говорил мне, что я проститутка, грязная свинья, что мое лоно - помойная яма.
- ее дочь Соня (Яна Вилочкина) - представительница поколения "ТикТока" и собирающаяся возвращаться в Москву, чтобы проститься со своим женихом, идущим добровольцем на передовую;
- Ольга Алексеевна (Анна Бегунова) - мать-героиня, которая никак не может остановиться и все рожает и рожает, а детей своих, кажется, ненавидит:
Я их иногда ненавижу просто. И так хочется наорать, ударить. А он приходит на час домой и такой, сука, ласковый с ними, легкий. И я чувствую в этот момент, какая я ужасная, мерзкая. И еще больше ненавижу их. Если б они родились все вместе, я бы их утопила, клянусь.
- ее муж, бесхребетный нытик Дудаков (Динис Громаков), который постоянно берет, не стесняясь, деньги у Басова и при этом заявляет достаточно громко: "Как же я вас всех ненавижу!";
- помощник Басова - Замыслов (Дмитрий Варшавский), замеченный в шашнях с Юлией Филипповной, а на самом деле являющийся любовником Варвары Михайловны.
Динис Громаков в роли Дудакова. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Фото с официального сайта Театра на Бронной:
https://mbronnaya.ru/uploads/performance/image/image/1766/bronnaya_show_2-d.jpg Влас влюблен в Марью Львовну, а после ее пронзительного рассказа о тяжелой жизни готов на все, даже жениться (как всегда у Богомолова отношение к падшим женщинам сострадательное и добросердечное). Правда, Марья Львовна, наученная горьким опытом, требует заключить брачный контракт о любви на десять лет.
Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896133996_0:0:3238:2048_1440x0_80_0_0_7522e2679a8d5bea3a207bdbfb61026a.jpg.webp Очень понравился диалог Калерии с Рюминым о семейной жизни: муж не должен принадлежать жене, а жена - мужу. Каждый в браке должен отдавать себя другому.
Жизнь на Бали очень унылая, каждый день одни и те же лица. Бессмысленные разговоры, выпивка, наркотики, измены, тоска по дому и родным. Но герои все равно ничего не хотят менять. Единственное, чего они хотят, - так это в Москву! Там сейчас снег и Новый год! А на Бали герои смогли только нарядить пальму, да снегурочку сомнительной репутации вызвать.
Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896133820_0:0:3072:2048_1440x0_80_0_0_cf83c1646313fe1fbd8fad5d811c5680.jpg.webp В пьесе Максима Горького на дачу приезжает некий писатель Шалимов, приезд которого все ждут с большим нетерпением. У Богомолова вместо этого персонажа прибывает известный, некогда очень популярный, но сейчас вышедший в тираж поэт и музыкант с именем и отчеством Борис Григорьевич. Исполняет его Игорь Миркурбанов.
Игорь Миркурбанов в роли Бориса Григорьевича. Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя. Театр на Бронной. Фото - © РИА Новости / Станислав Красильников, ссылка:
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/09/0d/1896152020_0:0:3100:2048_1920x0_80_0_0_6f470f1d24fbb68c8862d0b8d835d25e.jpg.webp Басов познакомился с Борисом Григорьевичем 30 лет назад на премьере фильма "Асса" и считает его "великим русским поэтом", ведь он тот самый БГ, пророк, который исполняет "Под небом голубым есть город золотой".
Эта песня, а также "Мочалкин блюз" и "Козлодоев" звучат только фоном в антракте, когда актеры за кулисами начинают очень громко "отмечать Новый год" с обязательной надписью на экранах: "Исполняются песни Бориса Гребенщикова, признанного Минюстом России инагентом. Театр не отчисляет авторские и использует их как археологический артефакт".
А молодёжь в лице Власа и Сони имеет на этот счёт совершенно другое мнение. Влас сообщает нам, что авторство этой песни принадлежит не БГ, а Анри Волохонскому, да и первым ее исполнителем был совершенно другой человек.
Влас:
Ну вот это, на Новый год позвать то Антонова, то вот Бэ Гэ. Как бомж бычок старый нашел на земле и докуривает!
Соня:
Это песни его молодости, но не вечности.
Соня, кстати, оказывается внебрачной дочерью БГ от случайной связи с Марьей Львовной, когда она была проституткой. Дочка тоже пишет стихи и приносит папе свежий текст:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко. Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь…
БГ:
А хочешь, я на твои стихи музыку напишу?
Борису Григорьевичу не надо открывать глаза на то, что он и сам понимает. Его время ушло. Ушла эпоха. Канул в небытие тот маленький мальчик из Дома пионеров, пишущий замечательные светлые стихи. Потрясающий по глубине своего трагизма монолог Игоря Миркурбанова заканчивается весьма печально.
Басов находит своего друга повешенным. Спектакль превращается в чёрную комедию.
Пусть висит до утра. До утра не завоняет же?
(Все-таки праздник - Новый год!)
Суслов в эту же ночь умирает на пляже. Не поздоровилось и Варваре Михайловне с Замысловым. А потом и Калерии.
Оставшимся в живых Басову и Рюмину за наступление нового года предлагается выпить "не чокаясь".
У Басова проскакивает одна мудрая мысль:
Они нас повесят и будут правы, потому что мы этого заслуживаем.
У Максима Горького пьеса заканчивается душераздирающим монологом Варвары Михайловны:
Оставьте! Я не верю … не хочу объяснения! Я ненавижу всех вас неиссякаемой ненавистью. Вы - жалкие люди, несчастные уроды! Нет. Пусть эти люди слушают. Я дорого заплатила за мое право говорить с ними откровенно! Они изуродовали душу мою, они отравили мне всю жизнь! Разве такой я была? Я не верю … я ни во что не верю! У меня нет сил … мне нечем жить! Разве такой я была! Да, я уйду! Дальше отсюда, где вокруг тебя все гниет и разлагается … Дальше от бездельников, Я хочу жить! Я буду жить … и что-то делать … против вас! Против вас!
Мы - дачники в нашей стране … какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест … мы ничего не делаем и отвратительно много говорим.
Горький уничтожает интеллигентов морально.
А Богомолов - физически.
Заканчивается спектакль песней "Прекрасное далеко":
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко.
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь …
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко мы начинаем путь!
Занавес.
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Борьба за царский престол в стенах школьного спортзала: о спектакле "Борис Годунов. Сны" в Театре Наций Робер Лепаж - однозначно Мастер! О постановке "Мастер и Маргарита" на сцене Театра Наций Богомолов смачно повернул, "турахнуться" можно: о "Гамлет in Moscow" в Театре на Бронной У Богомолова под носом пристраивают содержанку: о спектакле "Богатые невесты. Новый сезон" в Театре на Бронной Марчелли раздел Гамлета, а Клавдия и Гертруду завернул в одеяло: про "ШЕКСПИРГАМЛЕТ" в Театре Моссовета