Добрый день, дорогие подписчики! Когда я знакомила вас с новым спектаклем
"Борис Годунов" в Театре Наций режиссёра Петра Шерешевского, я обещала, что обязательно пойду ещё на два его спектакля. Так вот, ловите первый отзыв.
МХТ имени Чехова.
Пётр Шерешевский.
Маскарад с закрытыми глазами.
Это произведение М.Ю. Лермонтова очень популярно у театральных режиссёров в нашей стране. На данный момент одноименный спектакль идет в Театре имени Евгения Вахтангова, а в Театре Сатиры идет хореографический спектакль "Маскарад" с участием Максима Аверина.
Постановку "Маскарад" на сцене театра я вижу впервые.
Я уже рассказывала вам о биографии Петра Шерешевского. Он ворвался в театральную среду Москвы не так давно, но уже стал очень популярным и востребованным режиссёром. Кстати совсем недавно он стал главным режиссёром
Московского Театра Юного Зрителя. Чем же привлекает этот режиссёр театралов и зрителей? Конечно же, своей неординарностью и новым взглядом на режиссуру. Новые ходы, новое прочтение классики, соединение нескольких произведений в одной пьесе - это то, что сейчас нужно современному зрителю.
Шла на спектакль с предвкушением и воодушевлением. И ни капельки не пожалела. Грандиозный спектакль! Я ещё не использовала это слово в своих откликах, и по праву постановка Петра Шерешевского этого заслуживает.
Премьера состоялась 10 октября 2023 года.
Постановка получилась невероятно увлекательной и оригинальной. Спектакль о любви, ревности, предательстве, нравственности, страхах и "внутренних демонах" в современных обстоятельствах.
В главное роли - обаятельный, харизматичный, всегда молодой Игорь Верник. Очень люблю этого актёра и знакома с ним по огромному количеству самых разных ролей в разных театрах. На нем в данный момент держится половина репертуара
МХТ имени Чехова. Он профессионал с большой буквы!
Естественно действие драмы М.Ю. Лермонтова перенесено в наши дни. Как говорит Пётр Шерешевский: "Мы сочинили свою пьесу, где главный герой рефлексирует на темы лермонтовского "Маскарада", в ней сохранен достаточно большой корпус текстов Лермонтова, но использованы тексты и мотивы других произведений".
Евгений Арбенин (Игорь Верник) - наш современник, филолог, лермонтовед.
Мария Фомина в роли Нины. Игорь Верник в роли Арбенина. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90236.jpg Он обожает творчество Лермонтова и соотносит свои поступки с действиями героев своих любимых произведений.
Итак, начало спектакля, который сразу встречает нас тревожной музыкой. Предчувствие грозы, чего-то страшного не отпускает.
Все происходящее на сцене транслируется на огромном экране на заднике сцены. И это не отпугивает, а наоборот притягивает. Даже сидя в первом ряду, ловила себя на том, что взгляд постоянно направлен на экран.
Крупный план лиц актеров, где каждая эмоция читается, каждая искорка в глазах доступна зрителям. Одновременная трансляция на экране взглядов и Нины, и Арбенина, акцентирование на важных в текущее время деталях… У зрителя нет возможности что-то упустить. Он в буре событий и эмоций, проживает их совместно с героями.
Сцена первая.
Роскошный дом (декорации потрясающие, браво художнику - Надежде Лопардиной) богатого олигарха Адама Звездича (Евгений Перевалов / Сергей Беляев), где он вместе со своей женой Инессой Штраль (Юлия Витрук) и сыном Ильей (Илья Козырев) встречают друзей - семью Арбениных: Евгения и Нину (Мария Фомина).
На сцене обстановка реального дома: кухня-гостиная, большой обеденный стол, холодильник, телевизор, двухспальная кровать, даже есть раковина и ванная, где герои во время действия принимают душ.
Во время праздника Евгений рассказывает историю об ученом-астрофизике Птицыне, который недавно в 2020 году из ревности убил свою жену и, расчленив, выбросил в реку.
Гости напряжены. Это прозвучало как предвестие.
Мария Фомина в роли Нины. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90261.jpg Нина очень молодая, потрясающе красивая женщина, бывшая студентка профессора. Наконец-то Марии Фоминой (актрисе
МХТ имени Чехова) удалось продемонстрировать свой талант, обаяние и сексуальность. Отношения у супругов сложные: Евгений вроде любит свою жену, а она этого не чувствует. Да ещё "дергает тигра за усы", рассказывая историю, о том, что во время прошлогоднего отпуска она влюбилась в какого-то датчанина и ей сорвало крышу, она готова была отдаться ему, если бы он этого захотел.
Евгений обескуражен, но виду не показывает.
Сцена вторая.
Илья Козырев в роли Ильи Звездича. Артем Панчик в роли игрока. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90242.jpg Покерный турнир, где принимает участие Илья и проигрывается в пух и прах. Арбенин присутствует на турнире в качестве приглашённой звезды (когда-то в молодости он был завсегдатаем и частым победителем таких турниров) и у него берет интервью ведущий и старинный друг Афанасий Казарин (Артем Волобуев).
Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90244.jpg Евгений спасает честь Ильи и отыгрывается за него.
Сцена третья.
Тематическая, а, вернее, эротическая вечеринка под названием "Маскерад с широко закрытыми глазами". Пускают только птиц. Все присутствующие в масках в виде птичьих голов. Женщины в нижнем белье. Все в красно-чёрных тонах, непонятно, то ли это масонская ложа, то ли "кабала святош". Илья решил отдохнуть и развеяться. После секса с прекрасной незнакомкой, он требует, чтобы она подарила ему что-нибудь на память. А у нее ничего нет, она же практически голая. Вдруг перед глазами мелькает браслет на полу, потерянный кем-то из гостей (на самом деле его обронила Нина, тоже присутствующая на вечеринке), и незнакомка отдаёт его Илье. Понимаете, да, что за всем этим последует? Как закрутится интрига?
В этой сцене молодой актер Илья Козырев поразил своей игрой и многообразием масок. Я думаю, у него впереди большое будущее.
Маскарад с закрытыми глазами. Фото с сайта:
https://www.tvc.ru/news/show/id/275968 Сцена четвёртая.
Арбенин, обнаружив пропажу браслета, начинает неистово ревновать, он готов убить жену.
Мария Фомина в роли Нины. Игорь Верник в роли Арбенина. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90254.jpg Для начала он выгоняет ее из дома, а сам пускается во все тяжкие, начинает кутить со старым другом: гуляют по набережной реки, выпивают и поют песни из репертуара Игоря Николаева. Мысль об измене жены не выходит из его головы, и он не хочет слышать никаких оправданий.
Игорь Верник в роли Арбенина. Артем Волобуев в роли Казарина. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90260.jpg Ревность съедает Арбенина изнутри, он страдает, злится, срывается. Его недоверие к миру и так было обострено, а теперь разрастается в геометрической прогрессии. На протяжении спектакля профессор знакомится со своими "внутренними демонами" и учится справляться с ними.
А Илья, узнав браслет Нины, полностью уверенный, что был именно с ней, вступает с ней в интимную переписку. Вернее, Илья пишет, а Нина не отвечает.
Сцена пятая.
В которой мачеха признается пасынку, что именно она была на таинственной вечеринке и именно с ней у него был секс. После этого признания ей ничего не остается, как покинуть дом Звездичей.
Юлия Витрук в роли мачехи. Илья Козырев в роли Ильи Звездича. Маскарад с закрытыми глазами. Фото - Александра Торгушникова. С официального сайта МХТ имени Чехова:
https://media.theatre.ru/photo_src/90255.jpg Очень понравилось женское вокальное трио из актрис, задействованных в спектакле: Юлия Витрук, Владислава Сухорукова, Софья Шидловская, которые под музыку в аранжировке Ванечки ("Оркестр приватного танца") потрясающе исполняли стихи Лермонтова "Мцыри", "Белеет парус одинокий".
Сцена шестая.
Семинар на факультете филологии. Арбенин предлагает своим студентам почитать сцены из лермонтовского "Маскарада" и порассуждать о том, есть ли в современном мире такое понятие, как ЧЕСТЬ. Студенты в один голос говорят, что в настоящее время это понятие умерло и его заменило понятие культура отмены. Но когда Евгений встаёт и дает молодому Звездичу пощечину, Илья, почему-то взбесившись, кричит, что сотрёт Арбенина в порошок. Его студенты в ужасе разбегаются.
На что же вы обижаетесь, если чести не существует?
Сцена седьмая. Последняя.
Дом Арбениных. После недельного отсутствия Евгений возвращается домой.
"Я же цивилизованный человек и не собираюсь тебя травить", - говорит Евгений и протягивает Нине мороженое.
До самого конца спектакль держит в напряжении. Я не переставала удивляться и восхищаться, насколько в постановке все продумано. Каждый шаг и действие героев, каждое слово, каждая сцена - все переплетается гармонично и в общей концепции.
Тебя поглощает все происходящее, тебе безумно интересно, что будет дальше, и тебе хочется смотреть и смотреть на сцену. Финал оказался неожиданным, но очень понравился. Арбенин все-таки победил своих внутренних демонов.
Спектакль долго не отпускает и снова и снова манит окунуться в эту интригующую и захватывающую атмосферу. Однозначно пойду на него ещё раз. И вам всем советую. Не пожалеете.
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам (в четырех спектаклях из пяти нижеперечисленных играет Игорь Верник):
Знал бы прикуп - жил бы в Сочи: о спектакле "Пиковая дама" в театре имени Моссовета Шабаш был, а Командор так и не пришел. О спектакле "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" в МХТ Чехова Художник с револьвером в кабуре: о спектакле "Новая оптимистическая" в МХТ имени Чехова Богомолов без пошлости, но с Верником: о спектакле "Дядя Лёва" Московского драматического Театра на Бронной Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними!