"Пять вечеров" - Молодежный театр на Фонтанке

May 18, 2014 01:15

Не писала давно - все силы ушли на одно серьезное дело, которое планировала несколько лет. Ура! Основные хлопоты позади, поэтому я смело могу вернуться к рассказам о театре. Тем более, за эти месяцы накопилось много впечатлений.
Решила начать с начала, т.е. с мартовского просмотра «Пяти вечеров» в Молодежке. Шла на этот спектакль после многочисленных восторженных отзывов, в будний день, буквально несясь с работы на Фонтанку 114 в радостном предвкушении чего-то великого. Надо сказать, что перед спектаклем я обычно чувствую себя аки невеста перед ЗАГСом, что в общем, надеюсь, говорит об определенной молодости моей девичьей душонки.
«Пять вечеров» - пьеса, написанная в 1959 году. На сцене - натурально 59-й год, сразу погружаешься в тот Ленинград (который почти никто не видел, но который удивительно легко представить). Действительно, «Восстания 22 - квартира 2» в настоящем Петербурге может выглядеть абсолютно также как в 59-м году в Ленинграде. На сцене - полумрак (светло и солнечно у нас нечасто), коммуналка (всем знакомо, а кто-то как я жил в таких условиях), радио, соседка за стенкой. Есть ОН и ОНА.
ОНА (в исполнении ведущей актрисы театра Регины Щукиной) - женщина, что называется, с большой буквы. Как в советском, так и в нынешнем, к счастью, возвращающемся к традиционным ценностям, представлении. Не замужем, детей нет - но счастлива! Трудится, воспитывает племянника («она воспитывает, я сопротивляюсь»), по всем критериям - порядочный человек и хороший товарищ. В жизни Тамары есть правильная, прямо таки подвижническая аскеза - она нашла свое место в жизни - в служении ближним, племяннику, коллегам по работе, молоденьким девчонкам на заводе, которых нужно оберегать и воспитывать, всему миру…. Ей вполне комфортно до поры без «женского» счастья - мужа, детей. Война, блокада, смерть родных не то, чтобы искалечили ее душу, нет, они просто убили в ней эгоистичное желание личного счастья. Служить другим - да, подумать о себе - нет. Была любовь, был ОН, но его нет, поэтому о личной устроенности, о возможной альтернативе ЕМУ не может быть и речи. Та любовь осталась на войне, и если с войны любовь не вернулась, то нужно достойно хранить память об этой любви, не нарушая ей верность.
И вдруг - ОН. Владимир Маслаков. Брутальный, с низким голосом, с абсолютно советской внешностью. Маслаков играет человека из прошлого, именно из 50-х - 60-х годов, каких сейчас, в современном Петербурге почти не осталось. Мужчина средних лет, воевал, верил в светлое будущее. В настоящем - поезда, водка, селедка на газете, случайные подруги. Ни семьи, ни детей, ни дела, ни места в жизни Что это? Травма от войны, которая не дала адаптироваться в мирное время? Ведь на войне было так просто - цель ясна, защищай Родину, бей врага. А потом? Не является ли нынешнее положение Ильина результатом того, что та война просто выжгла его изнутри? Почему он вдруг сломался? Почему из человека, которого любила Тамара, он превратился в бледную тень самого себя, человека, без цели, перебивающегося от женщины к женщине? И тем не менее Тамара его любит, вот такого, все равно любит, и когда встречает его вновь - побитого жизнью, человека, который ей врет и который бежит от нее - любит не смотря ни на что. Ильин в пьесе - также человек той, советской эпохи, «лишний» для своего времени. Он не нашел своего места в жизни, не смог устроится, он психологически весь остался на войне, после которой в душе все изломано…
Спектакль - ретро-открытка, машина времени в тот, середины века, Ленинград. На сцене - именно те люди, которые жили тогда, их взаимоотношения строится по актуальным в то время законам. Зритель в 21 веке вряд ли найдет в этом спектакле что-то для себя современного, уж больно сейчас все ускорилось, побежало, встало с ног на голову. Остается лишь уважение и историческая память о тех, кто своим трудом и ценой своего счастья обеспечил нам мирное будущее, память о наших родителях, светлая грусть по тому ЧЕЛОВЕКУ, которого сейчас нет вовсе. Люди меняются, каждый в отдельности, в масштабе поколения меняются глобально. Увы, петербуржцы 21 века разительно отличаются от тех ленинградцев, которые жили в нашем городе 65 лет назад. Может быть поэтому, спектакль при весомых достоинствах не звучит в унисон биению сердца современного зрителя. По крайней мере, мне так показалось.


Больше фото: http://vk.com/album-10885805_189096539

Молодежка

Previous post Next post
Up