"Севильский цирюльник" - Молодежный театр на Фонтанке

Dec 15, 2013 23:04

Необычная работа - «родные», «стационарные» актеры Молодежки и совершенно незнакомый французский режиссер Жан-Даниэль Лаваль из Театра «Монтансье». Решились на эксперимент - «до мозга и костей» французскую пьесу показать через призму загадочной русской души.
Получилось. Но - и это приятное «но» - без надрыва и поиска глубокого смысла там, где его и в помине нет.

Я видела спектакль, где графа Альмавиву играет вполне себе молодой и пылкий Александр Андреев - и считаю приглашение его на эту роль большой удачей. У Андреева в роли Альмавивы чувствуется хороший, правильный кураж, ирония, энергия для изображения «испанского гранда», который от пылких чувств преображается в скромного тайного поклонника под окнами. Гранд-то, гранд, но уж больно потешный - Андреев иронизирует над всеми явными приметами своего героя - манерой держаться, отдавать приказы, объясняться в любви. Граф вроде и любит, и страдает, но как-то понарошку, самоуверенно, ни капли не сомневаясь в собственном успехе.
Остальные актеры также выворачивают чувства и эмоции наизнанку. Розина (Юлия Шубарева) - вроде бы хрупкая красавица, волею судеб вынужденная жить в плену у опекуна. Она жаждет спасения, «принца на белом коне», который заберет ее из плена и подарит радости жизни. Но Розина в исполнении Шубаревой - вовсе не «аленький цветочек» - она взрослая, умная, рассудительная женщина, также зараженная искрой всеобщего куража и веселья. Да, она живет в доме Бартоло, но как и Альмавива ни на секунду не сомневается в грядущем счастье. Еще бы - в компании таких веселых мужчин разве можно грустить? Все происходящее с ней - это приятный процесс, где можно показать себя, продемонстрировать свою красоту, получить удовольствие от игры. Шубарева не боится быть смешной, подволакивает ногу, кривляется в зал на реплики Бартоло, она - активная, веселая женщина, которая сама творит свою судьбу и решает, с кем она будет.
Фигаро (Евгений Клубов) -пожилой, опытный, но сохранивший удаль, энергию и веселость мужчина. Возможно, кому-то актер покажется слишком старым для своей роли - но я так не считаю. Внешняя оболочка в данном случае не играет никакой роли, если артист (не в роли героя-любовника, конечно) органичен. И Клубов органичен. Он задорен, держит внимание. Его реплики уместны, лишены пафоса и притворства. Он словно выражает мысли (в том числе и мысли зрителей) вслух: «что за пантомима?» «вот здесь не понятно» и т.п. В «Севильском цирюльнике» Фигаро скорее второстепенный персонаж, который представлен в спектакле яркими мазками, отдавая дань его «исторической» роли в произведении. Механизм, действие крутится и без него. Понимаю, что Фигаро у Бомарше - это народный герой, простолюдин, который на равных участвует в жизни, не стесняется противостоять аристократам является воплощением идей того революционного времени. Фигаро в 21 веке - это почтенный веселый господин, который ни на секунду не забывает о хлебе насущном, о собственном благополучии. Он открыт к добру - любовь графа - добро - и Фигаро ему помогает, совершая милые шалости вроде опаивания слуг Бартоло, но Фигаро - не простачок-дурачок, а умный, чувствующий грань разумного человек. Такая трактовка образа Фигаро, без оглядки на классовую принадлежность, интересна, современна. Возраст актера - скорее намек на то, что его персонаж уже давно стал любимым, народным героем, знакомым каждому.
Главное достоинство постановки - настроение. Зритель с первых минут и до конца спектакля ловит ноту, которая, становясь мелодией, почти не снижая темп, гармонично звучит весь спектакль. В «Севильском цирюльнике» все в меру и все к месту, нет перебора, кривляний и пафоса. Кроме того - этот спектакль дань уважения французского режиссера к русским актерам, их мастерству, и конечно, к мастерству великого, прекрасного и любимого всеми поклонниками Молодежного театра Валерия Кухарешина. Режиссер дал актеру максимум времени на сцене, максимум возможностей для демонстрации всех талантов, всего творческого багажа, талант которого в спектакле сияет на полную мощь. Бартоло - это и человек-паук, цепко держащий в своих лапах Розину, и полоумный старик, лишний, вечно мешающий всем, и пылкий влюбленный, который ради своей дамы готов на все, и грустный клоун, над которым все смеются и которого никто не любит. Широкий диапазон, который Валерий Кухарешин охватывает мастерски на радость зрителям и всему актерскому ансамблю спектакля.
В общем и целом, три часа удовольствия от легкой комедии со счастливым концом. Задумка синтеза французской и русской культуры в спектакле удалась на славу.
Фотка из ПТЖ:

Молодежка

Previous post Next post
Up