"Жаворонок" - Молодежный театр на Фонтанке

Aug 19, 2013 20:14

Еще до начала спектакля зритель, войдя в зал, попадает в загадочную атмосферу - металлические столбы, прикрученные к потолку, мягкий ковер по всей сцене, такой, что невольно наступаешь, и клубы дыма. Дым, конечно, бутафорский, без характерного запаха, но тем не менее у особо впечатлительных возникают ассоциации, что где-то что-то уже подожгли.

«Жаворонок» пьеса гуманистическая. Главное чудо Господне - человек! - выкрикивает Жанна, вызывая изумление на лицах судей. Истина, столь очевидная для нас, сегодняшних, звучит революционно в средние века, события которых предстают перед зрителем в течение трех актов пьесы.
Жанна - знаковая роль Регины Щукиной - энергичная девушка с лицом подростка, которая слышит голоса. Эти голоса перерождают ее, из послушной пастушки Жанна становится полководцем, ведущим за собой не только толпы озверевших мужиков, но и Дофина, такого жеманного, веселого в блестящем исполнении Барковского. Именно второй акт, в течение которого Жанна пытается убедить короля пойти в поход на Орлеан - настоящее чудо психологического убеждения. Зритель как бы становится таким вот «королем», вспоминает все свои фобии, страхи, все «у меня не получится», «я боюсь». Ну и что, я тоже боюсь! - парирует Жанна. И заставляет все нас идти на пролом, не смотря ни на что. Уверена, что многие зрители в определенные моменты своей жизни будут вспоминать этот второй акт, пользоваться им как пособием по выходу из трудной ситуации.
Спектакль является парадом звезд Молодежного. Спектаклем той поры, когда все были моложе, задорнее, энергичнее. И тем приятнее констатировать, что с годами как хорошее вино «Жаворонок» только крепчает, приобретает новые оттенки, становится еще выразительнее.
Серьезный минус, резанувший мое восприятие - использование в спектакле саундтрека к «Время цыган» Кустурицы. Хуже того, Эдерлези сделана заглавной темой, именно эта песня призвана характеризовать внутренний мир Жанны, ее переживания, ее духовные победы. А между тем, Брегович писал эти мелодии именно для «Времени цыган», они вросли в фильм, и любое отдирание и приделывание к другим художественным произведениям выглядит инородно, неорганично, да и просто глупо. Вот семейство Жанны выходит, неся на плечах тяжеленную балку - звучит тальянка, услышав которую на ум приходит Давор Дуймович в смешных очках, играющий на гармони рядом со своим индюком. Вот Эдерлези - цыганская песня про Юрьев день, про цыганского мальчика, у которого нет денег, не имеющая ни малейшего отношения к средневековой Франции. Вот Танго, раскрашивающее сцену «Жанна и Король»…. Зачем? Неужели мало в современном мире ярких, красивых, запоминающихся мелодий, которые еще не «открыли» для саундтреков? Зачем «надевать чужое платье», тем самым нивелируя величие такого прекрасного спектакля? Ведь зритель Молодежки в большинстве своем образован и интеллигентен, смотрит хорошее кино, в том числе Кустурицу…. На мой взгляд, ошибка. Также недоумение вызывает «красное колесо», которое периодически катится из левого угла до середины сцены. Почему до середины? Уж если символизировать жернова, ход времени, кровавые походы - то сквозь сцену…. Здесь же невидимые руки аккуратненько прокатывают его несколько метров, останавливают и катят назад. Без символической нагрузки, на мой взгляд.
И тем не менее - общее впечатление очень положительное. Пьеса прекрасная, игра актеров великолепна. Зритель словно купается в волнах эмоций, посылаемых со сцены. То, что «Жаворонок идет на Малой сцене Молодежного - большое преимущество, потому что сидящие в зале не чувствуют границы, дистанции между собой и происходящим. Словно сам становишься участником действия. Вот Кухарешин-Кардинал прямо перед тобой замышляет как погубить Жанну, вот сама Жанна-Щукина в глубоком отчаянии падает зрителям в ноги, потому что соратники ее предали….. Все так близко, что достаточно протянуть руку.
Я принадлежу к тем людям, которые считают, что художественное произведение должно сеять в душах разумное, доброе, вечное. «Жаворонок» - именно такой спектакль. Убеждена, что зритель не только сострадает, не только становится причастным к добру и резче видит зло, но и сам находит в себе силы измениться к лучшему. Может быть, поэтому на этом спектакле никогда нет свободных мест в зале.


Больше фото:http://vk.com/album-10885805_144196780

Молодежка

Previous post Next post
Up