25 февраля состоялась премьера спектакля "Красота отвратительного" Н. Бухальцевой, в основу которого легли стихи, эссе, письма Шарля Бодлера.
Основоположник эстетики декаданса, теоретик искусства, эссеист и поэт, он воспевал все низменное в жизни, пытаясь превратить это в красоту. Видел ли он красоту в мерзостях жизни или делал все из острого желания быть замеченным - главная тема спектакля.
Как и в предыдущих своих работах, Наталья Бухальцева обращается к мистической стороне происходящего. По ее версии, Жанна Дюваль (Ксения Ефремова) - всего лишь орудие в руках потусторонних сил (трудно сказать светлых или темных). Ее задача вполне определнна - привязать к себе Шарля, заставить поверить в свой талант, но при этом ни на секунду не делать его действительно счастливым. Только в страдании рождается истинный поэт. Другое дело - в чем это страдание состоит.
Страдания маленького Шарля (Дмитрий Гусев) начинаются после смерти отца. Мать (Елена Шестовская) вторично выходит замуж, и мальчик теряет ее. Она больше не принадлежит только ему. Психологи утверждают, что смерть родителей дети часто воспринимают как личную вину. Папа умер, потому что я плохой. И это подтвердилось позже, когда мать полностью приняла сторону нового мужа. И Шарль решил, что он должен стать не лучше, а хуже... Вся жизнь его была попыткой обратить на себя внимание, прежде всего, матери. Любил ли он ее? Если да, то любовь эта была слишком болезненная. Череда возлюбленных непременно с какими-то дефектами - очередная попытка выбить ее идеальный образ, замарать его. И все стихи - попытка стереть воспоминания о прекрасном и коротком времени счастья. Бодлер сам решил, что не имеет право на счастье.
Историю Н. Бухальцевой обрамляет мистическая составляющая - некие силы, представляет которые Владимир Курцеба, в миру Арондель, дарят ему талант, но отнимают счастье. В финале окажется, что в подчинении у этих сил и мать (а может, Ангел), и демоница Жанна.
Невероятно хороши сцены борьбы Бодлера и Аронделя, вырывая друг у друга лестницу - путь как вверх, так и вниз - они бросают друг другу в лицо фразы из эссе и строчки стихотворений, что эта борьба для Бодлера? Желание спасти душу?
Потустороннее вновь напомни о себе, когда Арондель подарит Жанне браслет с маками. Символ наркотического сна. Он должен усыпить бдительность Шарля, навечно соединить его с Жанной. И потеря его равносильна утрате власти...
Мать, чувствуя, что теряет своего мальчика вдруг напоминает ему давно забытое стихотворение о идеальном мире "Высоко, высоко..." И, кажется, что уже совсем возвращает... но снова низменное, темное накрывает Шарля.
Он стремится к смерти, жаждет ее.
Свет и музыка дорисовывают картинку, дополняют настроение. В какой-то момент становится трудно смотреть, тяжело дышать, раскалывается голова - это все новые мучения, ниспосланные Бодлеру, исподволь начинают терзать тебя.