Мы открываем театральный ликбез для всех любителей и ценителей этого вида искусства. И первый наш урок посвящается тому, без кого ни пьеса, ни спектакль невозможны. Конечно, это ГЕРОЙ.
I. Герой (от греческого Heros - полубог или обожествленный человек)
1. Герой, нулевая степень
В греческой мифологии - персонаж, возможно в ранге божества. В драматургии - тип персонажа, наделенного исключительной силой и мощью. Его способности и таланты превосходят возможности простых смертных. Даже если герой не свершает подвигов, то, по крайней мере, он как персонаж получает живую и самую заметную эмоциональную окраску. Так в трагедии подобная окраска заключается в сострадании и страхе, благодаря которым мы лучше всего проникаемся чувствами к персонажу.
2. Герой в классицизме
Герой античной трагедии, безусловно, отличается от героя классицизма. Если в греческой и римской драматургии выбор героя уже предопределен божественными силами, как в пьесе "Царь Эдип" Софокла, то в трагедии классицистической герой равен своему действию: они результат его сознательного выбора. Он состоит в конфликте с обществом, моральном или социальном. Потому практически все трагедии классицизма построены на борьбе долга и чувства. Героический персонаж существует лишь тогда, когда противоречия пьесы целиком заключаются в сознании героя.
Гегель различает три типа героев, соответствующих трем историческим и эстетическим фазам:
1. Герой эпический раздавлен судьбой в битве с силами природы (античная трагедия)
2. Герой трагический несет в себе страсть и жажду действия, которые становятся для него трагическими (Шекспир, классицизм)
3. Герой драматический примиряет свои страсти с необходимостью, навязываемой ему внешним миром; таким образом избегает гибели.
В 19 веке герои появляются и в комедиях, он утрачивает мифический характер и приобретает только один смысл: главный персонаж эпического или драматического произведения.
Герой может быть отрицательным, коллективным, неуловимым, уверенным в себе и связанным с новым социальным порядком.
С конца 19 века, а особенно в современном театре, герой существует лишь в облике своего гротескного двойника - антигероя. это происходит, потому что все ценности, которыми дорожит классический герой, либо падают в цене, либо отброшены, антигерой предстает как единственная альтернатива для описания человеческих поступков.
II. Краткий экскурс по героям Юго-Запада.
"Царь Эдип", Софоклhttp://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/edip.txthttp://teatr-uz.ru/car-edip «Царь Эди́п» (или «Эдип-царь», «Эдип-тиран», др.-греч. Oἰδίπoυς τύραννoς) - одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, афинского поэта и драматурга, жившего прим. в 496-406 гг. до н. э., почитаемого - наряду с Эсхилом и Еврипидом - как величайшего трагика античности.
Пьеса Софокла была принята Аристотелем в «Поэтике» за идеал трагического произведения и сыграла огромную роль в истории античной драмы. Её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это. Трагедийный финал в пьесе Софокла не связан со страстями и пороками самого главного героя, а предопределён свыше судьбой.
"Гамлет", У. Шекспир http://teatr-uz.ru/shekspir-uilyamhttp://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt «Трагическая история о Га́млете, принце датском» (англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто «Га́млет» - трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551 слово.
Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Часть исследователей связывают латинское имя Amletus с исландским словом Amloði (amlóð|i m -a, -ar 1) бедняга, несчастный; 2) халтурщик; 3) дурак, болван).
Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из несохранившейся пьесы Томаса Кида, автора пьесы «Испанская трагедия». Последняя работа могла иметь влияние на произведение Шекспира, но существует мнение, что обе могли основываться на более раннем произведении.
Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-1601 годы (театр «Глобус», Лондон). Первый исполнитель заглавной роли - Ричард Бёрбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета.
"Дракула", Б. Стокерhttp://teatr-uz.ru/stoker-bremhttp://modernlib.ru/books/stoker_brem/drakula/read/ Граф Дра́кула (англ. Count Dracula) - вампир, заглавный персонаж и главный антагонист романа Брэма Стокера «Дракула» (1897). В качестве архетипического вампира Дракула появлялся во множестве произведений массовой культуры, даже не имеющих непосредственного отношения к роману Брэма Стокера.
Считается, что прообразом Дракулы послужила реальная историческая личность - Влад III Цепеш, также известный как Дракула, от рум. Dracu - черт», господарь средневекового княжества Валахия. Некоторые исследователи творчества Стокера считают, что вымышленного Дракулу не следует отождествлять с валашским правителем[1], хотя в самом романе есть оговорка о возможном тождестве, а в некоторых фильмах эта тонкость вовсе игнорируется.
Персонаж романа «Дракула» Брэма Стокера породил множество инсценировок, киноэкранизаций, а также различных продолжений - появились различные сыновья и дочери Дракулы, его соперники-вампиры и иные связанные и порождённые образом Дракулы персонажи: граф Мора, граф Орлок, граф Алукард, граф Йорга Блэкула и т. д.Его наследниками является Графиня Анила и Граф Савв.
"На дне", М. Горькийhttp://teatr-uz.ru/gorkij-maksimhttp://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0180.shtml «На дне» - пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 - начале 1902 года. Первоначальные названия - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»[1]. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз[1].
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году - в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании.
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
"Портрет Дориана Грея", О. Уайльдhttp://teatr-uz.ru/uajld-oskarhttp://lib.ru/WILDE/doriangray.txt «Портре́т До́риана Грея» (англ. The Picture of Dorian Gray) - единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Впервые напечатан в июле 1890 года в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine), а позднее изданный отдельной книгой в апреле 1891 года, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами. Некоторые главы были полностью переработаны.
После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа - судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По жанру - это интеллектуальный роман, написанный в декадентском стиле.
В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибилла Вейн, новый Валентин - Джеймс Вейн. Интересно, что в сюжете романа есть значительные сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость. Есть аллюзии и на другие произведения мировой литературы.
Роман «Мельмот Скиталец» был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака. Близким по декадентскому духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот». Однако «Портрет Дориана Грея» рассматривается как абсолютно необычное, стоящее особняком в литературе произведение, в котором подняты вечные вопросы человечества - о жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. Одной из основных идей романа является то, что эстетизм - просто абстрактное явление, и что он приводит только к разочарованию, а не к возвеличиванию понятий о красоте. Сейчас «Портрет Дориана Грея» - один из самых известных романов мировой литературы.
"Калигула", А. Камю http://teatr-uz.ru/kamyu-alberhttp://lib.ru/INPROZ/KAMU/caligula.txt Га́й Ю́лий Це́зарь А́вгуст Герма́ник (лат. Gaius Iulius Caesar Augustus Germanicus), также известен под своим агноменом (прозвищем) Кали́гула (лат. Caligula) (31 августа 12 года, Анций - 24 января 41 года, Рим) - римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев (c 18 марта 37).
Также принцепс Сената, Великий понтифик (лат. Pontifex Maximus), трибун (лат. Tribuniciae potestatis), Отец отечества (лат. Pater patriae) (с 38 года), четырежды консул (37, 39-41).
Полный титул к моменту смерти: Гай Цезарь Август Германик, Великий понтифик, четырежды консул, император, наделён властью трибуна четыре раза, Отец отечества.
"Комната Джованни", Дж. Болдуинhttp://teatr-uz.ru/bolduin-dzhejmshttp://lib.ru/INPROZ/BOLDUIN_D/room.txt "Вальпургиева ночь", В. Ерофеевhttp://teatr-uz.ru/erofeev-venedikthttp://modernlib.ru/books/erofeev_venedikt/valpurgieva_noch_ili_shagi_komandora/read/