Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) - известный немецкий писатель, относящийся к эпохе немецкого романтизма. А также композитор, театральный декоратор и постановщик, художник.
Немного о "Песочном человеке"
...На протяжении всего повествования автор беспрерывно фиксирует внимание на глазах действующих лиц: «зеленоватые кошачьи глазки» Коппелиуса, «светлые глаза» Клары, «неподвижные и мертвые» глаза Олимпии; Коппелиус угрожает глазам Натанаэля и т. д.
Что означает этот символический образ? Он многозначен. Глаза - зеркало души и орган созерцания мира, посредник в его восприятии. В конечном счете - это символ самого бытия человека как существа духовного. В рассказе Гофмана именно человеческая духовность находится под угрозой гибели от некоей разрушительной силы.
Эта разрушительная сила, воспринимаемая сознанием героя как фатум, в объективном течении рассказа выступает делом рук человеческих. Гофман подчеркивает в ней искусственное, механическое начало. Только благодаря инструменту Копполы Натанаэль мог принять куклу за девушку и влюбиться в нее. С помощью механики можно изготовить не только подзорную трубу, но и сфабриковать полное подобие человека. Модная новинка того времени - автомат - представлялась писателю знамением времени...
Механизация - антиприродное начало. Она чревата уничтожением личности. И одновременно это - общественное явление. В мире, где живут гофмановские герои, граница между одушевленным и неодушевленным, живым и механическим неразличима. И отнюдь не только для Натанаэля. Олимпия бывала в обществе, и практически никто не заметил, что она кукла. После ее разоблачения, как известно, в людей "вселилась отвратительная недоверчивость к человеческим лицам"...
Если мера человечности определяется такими признаками, то кукла и впрямь мало чем отличается от людей. Натанаэля окружает мертвый мир, и он смог принять его за живой, только воспользовавшись трубой Копполы, то есть усвоив себе «механический» взгляд. И жестоко поплатился за это. В этом мире человеку с тонкой душевной организацией уготованы безумие и гибель. Для него трагическим открытием стало то, к чему окружающие привыкли. Вина его - в попытке принять этот мир за настоящий, примириться с ним, врасти в него.
Источник:
http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/botnikova-nemeckij-romantizm/o-formah-vyrazheniya-avtorskogo-soznaniya.htm