Ромео и Джульетта

Jan 30, 2014 12:28

Оригинал взят у lubelia в Театр на Юго-Западе, "Ромео и Джульетта", 29.01.14
Все-таки очень-очень люблю этот спектакль - один из самых ровных и цельных. А попадаю на него редко, так что напишу подробно - с прошлого сезона кое-что изменилось в этой истории.

Ника всегда прекрасна и крышесносна. Ее Джульетта стала пожестче, там даже не стальной стержень, я не знаю, как это назвать даже. Но Ромео этой девочки не достоин. Она там тверже и прекрасней всех, она круче всех этих мужиков Вероны с их разнообразными слабостями, она держит удары лучше собственного отца. Она прекрасна.
Ромео на ее фоне, к сожалению, проигрывает еще больше, и выглядит пафосным подростком, который просто попал в скверную историю по глупости. Его любовь к Джульетnе ничем не отличается от любви к Розалине, просто Розалина, видимо, кокетничала и все, а Джульетта сходу в карьер - поверила в его любовь и пожелала его - всего. В мужья. Ну какой из него, прости Господи, муж-то? Он в романтического героя играет, вон яд на шее носит - и кажется, и умирает-то в основном от собственного пафоса. Не поехал бы пафосно страдать в Верону сразу же, дождался бы гонца от брата Лоренцо - глядишь, и выжили бы все.
Старший Капулетти... как обычно, способен вынести мозг и невыносимо, невыносимо прекрасен, краше только Меркуцио:) (ну да, я хожу на этот спектакль пялиться на красивых мужиков, чо:)) А вот счастлив не был с самого начала, на заставку уже вышел с похоронным видом. Он не благополучен, просто живет, потому что живется - и у него есть кого любить. Жену не любит, хоть и привык к ней, Тибальда - нет, не любит, хотя искренне считает своим и воспитывает на балу, как своего. А вот дочку любит и она для него по ходу единственный свет в окошке. (Ванин закрепил то, что я видела прошлый раз: "Куда ты залез? Ну куда ты залез?" - вот этот кто-то явно интересовал Лорда Капулетти куда больше жены). И выпить с Парисом он уходил явно потому что жизнь у него сложная и хочется уже выдохнуть в мужской компании от этого бабьего царства.
Меркуцио с королевой Маб рассказывал нынче немного не ту историю, что раньше (тоже закрепил - "пьяную" первую сцену, кстати). Одно время был отчетливо "главный на этом утреннике, будущий наследник, отвечаю за все". Сегодняшняя история была более...частной что ли. Не про наследника, который бдит за всем городом. Про человека, который превыше всего ставит свободу и дружбу - и борется за них. Который отстаивает прежде всего себя - свое право любить, кого хочешь, дружить, с кем хочешь и быть свободным.
"Королева Маб" была как-то ... совсем про себя, про собственный давешний кошмар, это его она всю прошлую ночь не оставляла, нагоняла видения и щекотала то живот, то пятки, очень было личное что-то в этом монологе. И по-прежнему... "Королева Маб" - это... "крышеснос". Потеря адекватности, потеря себя, несвобода от собственных страстей. Когда Лорду Капулетти сносит крышу и он готов, не слыша любимой дочери вообще спасать всех по-своему - это Королева Маб. Когда Джульетта выдает в монологе, что изгнание Ромео "страшнее смерти тысячи Тибальдов" - это она, Королева. Когда уповающий на разум и способный придумать выход из любой ситуации брат Лоренцо раз за разом терпит поражение от судьбы - это он с Короловой Маб.
Сам Меркуцыио умирает - да, от нее. Если раньше это был такой классический "судьбец", они затевали поединок с Тибальдом, чтоб вдвоем как-то все это разрулить, то теперь Меркуцио в одиночестве. И да - с одной стороны он ввязывается в драку явно их тех соображений, что он - одиночка, он - племянник Герцога, и лучше он этот огонь вызовет на себя, чем они тут затеят опять общую свару. Но с другой - у него откровенно сносит крышу, потому что они его достали со своими претензиями и попытками втянуть в разборки, потому что он всерьез обиделся за Ромео, а Тибалд - идиот. Потому что пока это были разборки слуг - это можно терпеть, но теперь - это разборки наследников, разборки в его, Меркуцио, кругу, они личного его задевают и лично его свободу ходить вне компаний с кем захочешь ограничивают. Поэтому он и лезет в драку.
Прекрасный Бенволио. Абсолютно цельный, твердый... под стать Джульетте. Не трус он ни разу, просто драки и разборки - это вообще не его, ему это не нравится, не интересно и он не хочет этим заниматься, он всю дорогу только бегает и разнимает. Очень взрослый, кажется, работает "взрослым" в семействе Монтекки. "Племянник ты-то что молчишь?" - стало теперь абсолютно серьезным вопросом. Не упреком к младшему, который не в состоянии дать объяснений, а вопросом к равному по статусу - а ты-то, умный, взрослый, что ж ты не разрулил? а ты-то, умный, взрослый - пойти разберись, что там с Ромео?
И с Меркуцио они теперь на равных. Да, Бенволио не ярок и не лидер, ему не надо просто - но он отлично вызаимодействует с Меркуцио (и Королева Маб у него тоже... своя. Такая же - вот эта гребаная вражда, которая сносит крыши твоим друзьям). В финальной их с Меркуцио сцене, когда Меркуцио начинает наезжать... Получился серьезный разговор равных. Да, на повышенных тонах, да, Меркуцио его зацепил (а "я от себя устал!" - прозвучало извинением за наезд) - но они теперь друзья, и они равны (раньше Меркуцио как-то дружбы Бенволио не замечал... а вот, к середине следующего сезона - заметил:).
А еще Бенволио поэт. Они разговаривают о стихах с Ромео, Меркуцио спрашивает его о стихах... Да, еще - да ни хрена он не "девственник", ну просто вот нет у него постоянной пары... пока:) Во всяком случае в любви он понимает явно больше Ромео и его первый разговор с ним - это разговор взрослого мужика с романтическим юнцом. А потом вон девчонки Вероны на него просто охоту устраивают:)
И финал был... сильный был финал. Он ведь обоих потерял - и Меркуцио, и Ромео, и винит себя. Но он выживет и станет сильнее - его Лорд Капулетти вытащит. Капулетти кажется нашел себе в Бенволио... не знаю, того ли, ради кого стоит жить дальше вообще.... но определенно - того, ради кого нельзя перестать дышать прямо сейчас, а надо как-то додержаться ну хотя бы до конца этого разговора, и сказать ему, что он невиновен, и его никто не винит.
...Вообще оказалось забавно смотреть через ... завесу декабристской травы. "Подателя сего четвертовать!". "ведь по закону ты достоин смерти, а ты остался жив!", "а нынешний твой муж - в такой дали...". И очень про противостояние разумных восемнадцативечных отцов, у которых одни представления о жизни - с девятнадцативечными максималистами, которые ломают жизни и себе и отцам, иногда - за правое дело и свободу, а иногда и просто по дурости.
В общем, все прекрасны.
Да, Анищенко-Монтекки очень хороший:)

Театр на Юго-Западе, Валерий Белякович, Ромео и Джульетта

Previous post Next post
Up