Оригинал взят у
eliza_rainbow в
Комната ДжованниПо аналогии с "никогда не знаешь, где тебе повезет" - никогда не знаешь, что тебе понравится. И где. Или даже не как-то там "понравится", а зацепит и не отпустит.
Хотя, по сути говоря, вообще никогда не знаешь. Ничего.
Сначала
была "Комната Джованни"-книжка. А в воскресенье мы взяли и дошли с
nico_kollar до Театра на Юго-Западе. На
спектакль, которого для меня "как бы не существовало". У Ж. с этим театром свои взаимоотношения, а я не ждала ничего - ни хорошего, ни плохого. А потом - всё по классической схеме:
"и тут я понял, что меня накрыло".
Влюбляюсь я, как водится, вопреки. Здесь - вопреки странным изменениям первоисточника, вопреки стилистике, которая изначально казалась мне неоправданной и неуместной, вопреки подбору актеров (особенно не принимала я Дэвида в исполнении О.Леушина). Но с первых же минут спектакля, а точнее, с первых нот идеально подобранной музыки я поняла, что всё сложится.
Сразу оговорюсь: идеальный спектакль по "Комнате Джованни" выглядел бы для меня совершенно иначе. Но эту трактовку я почти безоговорочно поняла и приняла, наверное, кроме того же Леушина в роли Дэвида - он в мою картину мира так и не вписался. Восприятие упёрлось в возрастные несоответствия и, что важнее, в слишком изменчивую мимику, которая показалась мне несколько противоестественной, наигранной.
Зато А.Матошин, Джованни, которого я предварительно до которого я не досмотрела видео, покорил меня совершенно. И специфическая манера игры (встретила в отзывах обвинения в недостаточной выразительности, но я иного мнения), и безупречная пластика, и типаж - всё это сделало его героем вечера. Сыграло роль и то обстоятельство, что я не знала и не знаю, как выглядит "мой" Джованни. И, быть может, он, как Гамлет, может быть каким угодно. Потому что это больше, чем персонаж. Это, как и в случае с Гамлетом, символ, а для символов допустимы многочисленные толкования, в том числе в визуальном плане...
Хелла, персонаж не сильно меня занимающий, в исполнении К.Дымонт предстала в точности такой, как я ее себе представляла. Пустячок, а приятно :)
"Вампирская", готическая стилистика неожиданно впечатлила меня и порадовала. Очень колоритная массовка, слегка напомнившая "Бал Вампиров". Музыка, повторюсь, просто роскошная! А главное, за что создателей спектакля можно просто расцеловать, - это сценическое пространство, бар Гийома, настолько масштабно и искусно воплощённый на небольшой сцене, что не погрузиться в действие просто невозможно. Лабиринты, из которых не все и не всегда находят выход. Они же клетки, в которых бьются все без исключения персонажи этой истории. Звон решеток доводит до мурашек. И шест в центре сцены, гениально и просто выполняющий роль фаллического символа, снимает все вопросы относительно того, почему в сценической редакции Джованни вдруг переквалифицировался в танцора.
Дэвид и Джованни ведут себя в основном так, как два магнита, обращенные друг к другу одинаковыми полюсами. Многие "неточные" вещи в последнее время хочется объяснить с помощью точных наук, и вот тут ясно вспоминаются рисунки из школьной тетради по физике, где векторами обозначены направления сил. Здесь силы чередуются, побеждает то одна, то другая, и магниты то соединяются, то отделяются непреодолимой дистанцией. Для меня очевиден фатализм этой истории, поэтому она воспринимается как борьба двух (а то и трех) индивидуумов с, юридически выражаясь, "обстоятельствами непреодолимой силы", или же с некими общественными законами и условностями, которые настолько неотделимы от личности, что по силе своего воздействия на человеческие жизни могут вполне поспорить с законами физики.
Надо признать, что постановка местами все же не лишена хаотичности, не всё и не всегда здесь происходит осознанно (режиссерски) и целенаправленно. Но ради нескольких сцен стоит возвращаться и возвращаться, настолько цельно, ёмко и осмысленно они выглядят на общем, слегка размытом фоне спектакля. Одна из них - несомненно, "в клетке". Их таковых две, сильнее воспринялась первая. Какой-то адский коктейль эмоций, и ни за что не отделить здесь любовь от противостояния, а единство от борьбы противоположностей. Одно очевидно, и это одно режет по живому: удушающая несвобода, плен, теснота и безысходность. Вся книга пропитана этими ощущениями, и я оправдываю всё остальное уже хотя бы за эту сцену.
А еще - развязка под такую неожиданную, зазвучавшую другими оттенками Verone из Romeo&Julliette. Да-да, мюзикломаны, ту самую. Пресгурвика. Я проревела её от первой до последней ноты, а теперь не могу спокойно слушать.
И - финал, неожиданно тихий, тёплый от свечей (по контрасту с иссиня-черными закоулками бара). Пронизанный запоздалыми раскаяниями, виной в глазах местных клубных "стервятников", наполненный чистотой и почти религиозной праведной скорбью, он провожает Джованни вслед за ангелом куда-то, где ему, несомненно, лучше. Мне кажется, что в рай.
Я проанализировала свою реакцию на спектакль. Ну или скорей на саму историю. Здесь вроде бы нет тем, которые напрямую касались бы меня и моей жизни. Но почему меня тогда переворачивает, терзает до самой глубины от этой истории? Почему столько слёз было пролито на спектакле? Я неожиданно поняла, что уже ревела на эту тему. Где бы вы думали? На "Графе Орлове". Кто посмотрел и понял оба этих спектакля (а есть тут такие? вряд ли), тот поймет, что нет ничего абсурдного в сравнении Джованни и княжны Таракановой. Оба этих героя для меня практически святые. Или даже немного юродивые. Мученики любви, как бы пошло это не звучало. Осмелившиеся любить, до конца оставшиеся верными себе и принявшие от Судьбы жертву за возлюбленных своих. Возлюбленных, которые по слабости предали и их, и себя. Почему эти истории пробирают меня до костей? Да просто потому, наверное, что я не умею так. Что не подарила мне Судьба этой способности. И отсюда - болезненное восхищение и первозданная какая-то скорбь по ним, хоть и вымышленным, но способным и выстрадавшим.
Да будут благословенны те, кто Любят.