перепост из dark_aio.livejournal.com

Dec 27, 2011 13:09

Вчера удалось подарить себе театральный вечер...
Семейство так легко меня отпустило, потому что у меня была веская формальная причина - куча пакетиков с мелкими сувенирами для любимых артистов и ворох цветочков для них же - надо же с наступающими поздравить... Рождество же...
Но на самом-то деле я безмерно соскучилась по "Капнисту..." и по Любимому Театру.

Сейчас Капниста играют в центре Мейерхольда и это отдельный подарок постоянным зрителям и поклонникам "Эрмитажа". О преимуществах этой сцены для зрителя я уже рассказывала в отчёте про Ким-танго, они заключаются в меньшем размере зала, во-первых, а конкретно для "Капниста..." ещё и в изменении конфигурации балкона - сцены для Павла I. Столько Павла я в "Капнисте..." ещё не видела! Раньше Павел был для нас, зрителей, большей частью Голосом с Небес, что, возможно,  и являлось замыслом Левитина. Об его отношениях с артистами, для которых он оказался невероятно благодарным и впечатлительным зрителем, то бросающим цветы, то грозящим кандалами и ссылкой, потому что полностью ПОВЕРИЛ! (Как искренне они играют роли!!!), мы могли судить только по реакции самих артистов. В центре Мейерхольда рисунок роли Павла изменился, теперь он принимал участие в спектакле уже не голосом, но всем образом. И мы с восторгом смотрели, как он танцует на балконе в невыносимом своём одиночестве, оторванный от реального мира (пусть даже и театральных подмостков) своим опасным самодержавным единовластием и, как мне каждый раз кажется, какими-то немыслимыми своими мечтами о том, каким этот мир должен быть. И это зрительное включение Павла в спектакль позволило мне в этот раз уловить неожиданный оттенок смысла: весь спектакль артисты, играя "Ябеду" для царя непосредственно обращаются к нему, ревниво следят за его реакцией, картинно раскланиваются, соперничают за брошенный цветок, но всё это в глазах совершенно реальной "смутной тени" в глубине балкона. А вот Капнист.... Капнист в своих страстных монологах, обращённых к царю, говорит к пустому балкону. Прежде, смотря спектакль, этой разницы я не отслеживала, потому что трудно было понять: есть там Павел или нету. А ведь Капнист каждый раз говорит так, словно видит там Павла не менее реально, чем только что видели артисты. Теперь-то я предполагаю, почему балкон пуст. Капнист в санях трясётся по дороге в Сибирь, откуда же тут взяться Павлу на балконе? Но трактовать это прямое обращение к царю можно двояко: Капнист говорит в пустоту? Каждый, кто думает, что говорит с властью и его услышат, обращается в пустоту? Или всё-таки проблема в том, что этот царь у Капниста в мозгах?! И никогда не стать свободным художнику, которому велено "ещё напишешь что, дай я сперва прочту"... И эта царская цензура не вовне, в царе, а в твоей собственной голове?
Когда Павел уводил со сцены своего сочинителя, приобняв за плечо ("Слава, слава царю и его сочинителю..."), сосед по зрительному залу задумчиво произнёс "Вот так и Николай с Пушкиным..."
Вот она вечная проблема "певец и власть" в вольном зрительском восприятии!
Вообще этот спектакль оказался богат для меня неожиданными контактами с публикой...
Я в этот раз, отвыкнув, не без огромного внутреннего напряжения оцветочивала артистов, моталась перед сценой, создавая немыслимую суету, которая надеюсь не очень их раздражала, так ещё и под конец (а что делать, Ирка дома хворает, больше некому) взгромоздилась на сцену. Возлагать цветочки к великолепно-монументальному Кулакову. Зал взвыл и захлопал ещё интенсивней. Мечтая провалиться сквозь чёрное покрытие сцены, дошкандыбала я до памятника, плюхнула у его ног свои розочки и поспешно ретировалась. Упала в кресло с облегчением и присоединилась к аплодисментам. (Зинка сказала, что Кулаков не сразу вернул своему лицу каменную монументальность, наверное, очень уж комично я выглядела)
Когда мы покидали зрительный зал, какая-то зрительница обратилась ко мне:
- Цветы-то он не взял!!!
Моментально среагировала, присутствовавшая при этом диалоге Ирината:
- Потом заберёт...
- Может всё же надо было в руки дать?
Тут уж и я включилась:
- Да как же в руки, он же памятник.
И все засмеялись...
P.S.
Какая музыка! Какой оркестр! Какие пронзительные песенные диалоги! Какие уморительно комичные песенные диалоги! (Комичные до полной трагичности, порой) Как прекрасны артисты "Эрмитажа", как прекрасна режиссура Левитина! И Ким! И Семёнов! И Романов! И Олексяк! И Тенета!!! в общем читайте программку и знайте, что все они прекрасны!
Спасибо, спасибо, спасибо!
И бурные аплодисменты, переходящие в овации...

зрители - Зина, зрительские рецензии, ктеры - Кулаков, зрители Яна Ирка, театр Центр Мейерхольда, Капнист туда и обратно, зрители - Ирината, - Михаил Левитин

Previous post Next post
Up