Последняя премьера Театра им.Йозефа Бойса в Москве. Лир репетирует смерть.

Nov 01, 2013 11:19


Театр им. Йозефа Бойса
Театральный центр им. Вс. Мейерхольда
Государственный центр современного искусства
Институт культурной политики
при поддержке Департамента по культуре г. Москвы

представляют

Последняя премьера Театра им. Йозефа Бойса в Москве

документальный проект

“ЛИР РЕПЕТИРУЕТ СМЕРТЬ”

Спектакль о человеке,
который ставит спектакль про свою жизнь
и который думает, что он - король Лир

5 ноября в 19.30 презентация проекта в ГЦСИ
15 и 16 ноября в 20.00 премьера в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда
Режиссер: Георг Жено
Текст: Любовь Мульменко
Видео: Денис Клеблеев
Гид по спектаклю: Алексей Ершов

Сюжет
82-летний актер Виктор Евсеевич Ротин живет в Доме ветеранов сцены и считает, что они с шекспировским героем Лиром - духовные братья, мистические двойники. Виктор Евсеевич - тоже богат, тоже «король», тоже делит наследство с пристрастием, тоже склонен изгонять в припадке «старческого бзыка» своих Корделий, тоже был предан родными детьми. Наконец, «богач надменный» в свое время и «на место бедных» вставал - когда сидел три года в тюрьме в советские времена. Сейчас у Виктора Евсеевича две мечты: сыграть Лира и проучить вероломных потомков. На наших глазах он пытается реализовать оба заветных плана. Сперва подбивает соседей по Дому ветеранов репетировать Лира - гневается, объясняет значение конкретных сцен, корректирует актерское существование, не верит. А потом едет на поезде в Калининградскую область, в родительский дом, на семейное кладбище, чтобы приготовить там страшный и поучительный сюрприз для своих детей. В процессе выясняется, что Виктор Евсеевич похож на короля Лира гораздо больше, чем кажется даже ему самому.




Форма
«Лир репетирует смерть» - это путеводитель по конкретной человеческой судьбе, спектакль-выставка, где условные «стенды» иллюстрируют условные зоны этой судьбы.
Авторы постановки бережно воссоздают панораму прошлой и настоящей жизни Виктора Евсеевича.
Вербальный ряд смонтирован из фрагментов интервью, которые Виктор Евсеевич давал на протяжении целого года. Георг Жено полностью отказался от актеров на сцене. Режиссер работает только с реальностью: он решил, с одной стороны, нельзя, чтобы герой играл сам себя, а с другой - чтобы его изображал какой-то другой человек. Поэтому документальная пьеса, написанная Любовью Мульменко, исполняется в режиме радиоспектакля, где Виктор Евсеевич озвучивает сам себя.
Кроме диалогов с героем, в пьесу вошла документальная многофигурная сцена репетиции: как Виктор Евсеевич ставит со старыми актерами кусочек из «Короля Лира».
Весь реквизит, который использован в спектакле «Лир репетирует смерть» - это личные вещи героя. Старый плащ, подаренный Виктору Евсеевичу на 17-летие, игрушечная поющая кошка, клеенка на стол, чашки, ложки, старые и новые фотографии, письма, картины, видавший виды самодельный переплет с заглавием «Король Лир» - всё настоящее, всё артефакты.
Автор практически всех видеоматериалов - опять же, сам Виктор Евсеевич. По просьбе создателей спектакля он записывал свою жизнь в Доме ветеранов сцены на айпад. Получилось несколько десятков коротеньких сбивчивых роликов. Любительское видео, видеодневники, сочинения на вольную тему. «Как я ходил в столовую». «Что есть у меня в коридоре». «Какая у нас живет собака». «Откуда у меня в комнате взялись лошади».
Единственный видеоролик, автором которого не является сам герой - это короткий фильм-наблюдение о Викторе Евсеевиче, снятый Денисом Клеблеевым.
Путешествовать внутри биографии Виктора Евсеевича, таким образом, можно сразу по нескольким каналам: мы ее видим, мы ее слышим, мы ее щупаем, мы ее читаем.
Источников тоже несколько: герой рассказывает о себе сам, о герое рассказывает его материальный, предметный мир и, наконец, о герое говорит документальный текст, им порожденный, но от него дистанцированный.

Анамнез и мутация замысла
Сначала Георг Жено хотел сделать спектакль, в котором фрагменты из «Короля Лира» пересекались бы с задокументированными фрагментами речи пожилых актеров - чтобы возникла тонкая перекличка между биографией старика, которого выдумал Шекспир, и невыдуманными биографиями современных стариков с театральным прошлым.
Георг Жено вместе с драматургом Любовью Мульменко отправились по подмосковным домам престарелых на поиски героев. И, как это часто бывает, реальность настояла на альтернативном способе подачи материала. История вышла из-под контроля и повела за собой.
В Доме ветеранов сцены авторы встретили своего героя, и эта встреча заставила их пересмотреть изначальную концепцию.

Герой
Герой - очень обеспеченный «ветеран сцены», все знают, что у старика состояние: о нем сплетничают, но с ним считаются.
Известно также, что старик помешан на «Короле Лире» - он посмотрел и критически разобрал массу постановок разных лет, ни одна его не устраивает.
Герой уверен, что только он знает, как надо ставить «Лира». И только он знает, как его играть. «Право на Лира надо заслужить!» - считает герой. Надо прожить жизнь «Лира», чтобы исполнить эту роль на сцене.
Герой нашел немало параллелей и разработал целую доказательную базу, почему он - Лир. Вот, например: он насмерть рассорился со своими детьми. Дети его ненавидят, сын пишет письма с финалом: «скорее бы ты сдох, старый пидор», а герой, в свою очередь, уверен, что наследники его предали и обокрали. Алчные беспринципные дети соглашаются навестить отца в день его рождения строго за деньги.
Герой оправдывает себя, оправдывает Лира. Точнее сказать, герой, оправдывая Лира, оправдывает себя. И обоим страшно сочувствует.
Драматургически осмыслив свою жизнь, герой ежеминутно существует как бы в режиме сочинения мемуаров. Он даже придумал для себя и для своих нерадивых отпрысков изощренный назидательный финал и начал готовить реквизит для этой заключительной сцены. Сцена должна быть эффектной. По-шекспировски драматичной и масштабной.
Но всё это потом, а пока - он у себя в комнате. В Доме ветеранов сцены. В логике и быте Дома ветеранов сцены. Вынашивает планы, репетирует Шекспира. Журит актеров.

Место
В комнате у героя висит на стене портрет маслом: на портрете он сам в образе Лира - и цитата из пьесы, курсивом.
В комнате много фотографий - ретроспектива жизни, избранные места: «Герой в театре»; «Герой в кино»; «Герой и его знаменитый коллега»; «Герой и счастливые детдомовцы», которым он благотворительно помогает: чужие дети, которые, в отличие от родных, смотрят на него с восхищением; «Покойная мать героя»; «Жена и дочь героя: Регана и Гонерилья».
В комнате у героя иконы. Он сотрудничает с господом.
В комнате у героя письма, полученные от детей и не отправленные детям.
В комнате у героя бутерброды с красной рыбой, которые ему принесли на обед.
В комнате у героя батарея из банок гранатового сока (­для здоровья) и  нелегальный мини-бар.
В комнате у героя старая, разваливающаяся папка «Король Лир», а в ней распечатка пьесы с режиссерскими пометками.
В комнате у героя айпад, на который он записывает монологи из «Лира» в собственном исполнении.
В комнате у героя новенькая, не вынутая еще из коробки, видеокамера. Она куплена специально, чтобы снимать фильм «Король Лир».
В комнате у героя тревожная кнопка над кроватью, ради которой он тут и живет: случись что, немедленно придут и спасут, а скорая еще неизвестно, успеет ли доехать в одну из нескольких его московских квартир.

Расписание показов

26 октября в 18.00, Екатеринбург: презентация проекта в рамках междисциплинарной лаборатории по документальному театру НЕДРАма в Государственном Центре Современного Искусства (ГЦСИ).

5 ноября в 19.30, Москва: презентация проекта в Государственном Центре Современного Искусства (ГЦСИ)

15 и 16 ноября в 20.00, Москва: премьера спектакля в театральном центре им. Вс. Мейерхольда

21 и 22 ноября в 20.00, Санкт-Петербург: показ спектакля в экспериментальном центре «Тайга»

Количество мест ограничено, аккредитация обязательна! Спешите заказывать билеты!

ГЦСИ (Государственный Центр Современного Искусства)
Адрес: м.Баррикадная, ул. Зоологическая, д.13, стр.2
Тел.: +7 (499) 254-06-74

ЦИМ (Центр им.Мейерхольда)
Адрес: м.Менделеевская, ул. Новослободская, д.23
Билетный стол: +7 (495) 363 10 48, +7 (926) 313 42 86

Театр им. Йозефа Бойса: http://beuystheater.ru/pre/
ГЦСИ: http://www.ncca.ru
ГЦСИ Екатеринбург: http://www.ncca.ru/main?filial=5
Центр им. Вс. Мейерхольда: http://www.meyerhold.ru
Институт культурной политики: http://www.cpolicy.ru
Тайга: http://space-taiga.org
Previous post
Up