Волшебство Да Хун Пао. Часть I. Легенды Причина, по которой этот чай привлекает столь пристанное внимание, кроется не столько в огромном интересе людей к сказкам, но в большей степени в том, что Халат от начала до конца загадочен на все сто.
Его загадочность прежде всего кроется в его редкости и ценности. Исторически деревьев этого сорта с самого начала было крайне мало. На данный момент общепризнанными под именем Большого Красного Халата являются всего лишь те несколько деревьев на скале в Цзю Лун Кэ. Если хорошенько подумать, то в самый лучший год с них можно сделать не больше нескольких сотен граммов чая. С древности повелось, что редкое должно быть дорогим, а когда вещь настолько мала, то её цена естественно солидная. Во времена Китайской республики полкило этого чая стоили 64 юаня серебром: в те времена за такие деньги можно было купить 2 тонны риса. В середине нулевых правительство выставило Да Хун Пао из Цзю Лун Кэ на аукцион, и 20 грамм этого чая были проданы за 153,8 тысячи юаней, то есть цена полкило этого чая составляет почти 4 миллиона юаней - абсолютный мировой рекорд цены на чай.
Такой редкий и дорогой чай простому человеку не увидеть, не говоря уже о том, чтобы попробовать. Фактически, с того момента, как Дахунпао стал известен мировой общественности, он был окружён ореолом гун ча (贡茶, чай для подношения императору). Однако производился ли он в действительности как императорский чай? Как можно увидеть в истории, уисский чай некогда делался как гунча: это был чай из императорского сада на берегу речки 9 извилин. Однако такой чай отнюдь не рос в Цзюлункэ. Возможно, найдутся люди, которые скажут, что Цзюлункэ относилось к территории императорского сада. Если считать, что это так, то давайте посмотрим на даты истории императорского чайного сада. Он был основан в начале династии Юань (1295), а к концу этой династии (то есть к 60-м годам следующего, 14-го века) пришёл в запустение, и больше уже никогда не восстанавливался. В 1368-м году Юань пала, с тех пор уже уже прошли эпохи двух династий, Мин и Цин, почти 650 лет прошло, и уже никто не знает, росли или нет в те давние времена на скале в Цзюлункэ чайные деревья.
По поводу ясного и определенного времени появления названия Большой Красный Халат мнения постоянно расходятся. Некоторые говорят, что это название появилось в годы минского правления под девизом Юнлэ (1404-1423), некоторые считают, что в конце Мин / начале Цин (середина 17-го века). Однако на основании имеющихся на данный момент письменных источников, самое раннее, когда оно могло появиться, это начало прошлого века, первые годы Китайской республики. Как говорят некоторые старики в Уишани, в начале эпохи правления Гоминьдана деревья Дахунпао уже имели вооружённую охрану. В начале периода коммунистического Китая партия также снаряжала солдат на охрану. В период культурной революции здесь дольше всего имелся целый взвод охраны. Не так давно на мои глаза попалась статья, в которой была история одного старого солдата, служившего в те годы охранником Дахунпао. Прямо-таки трогательная история человека с севера, недавно вновь приехавшего в Уишань повидать давно знакомые места. Оказывается, правительство подряжало солдат стеречь эти несколько маленьких чайных деревьев. Тут в Китае это, пожалуй, единичный случай подобного рода. Даже с более легендарными 18 императорскими кустами чая Сиху Лунцзин так не обращались (хотя на протяжении долгого периода, весь 20-й век это был самый знаменитый чай Китая).
Правда, у этих историй не было какого-то обоснования. Мы не находим каких-либо исторических записей о том, что гоминьдановское правительство когда-то и где-то набирало солдат для охраны Дахунпао. Конечно, Чан Кайши приезжал в Уишань, до сих пор на пике Небесных путешествий сохранилась мемориальная арка с его посмертным автографом. Может быть, это для его личной безопасности в Цзюлункэ соорудили специальный караульный пост? Как говорят, когда-то после образования КНР рядом с Цзюлункэ была расквартирована часть Красной армии, но в конце концов с какой целью? Кто-то говорит, чтобы уничтожить бандитов, другие говорят - для защиты памятников старины, а некоторые уверены в том, что это делалось с целью охраны чая Дахунпао. После образования КНР, в течение долгого периода времени пейзажный район, охватывавший бывшие монастырские угодья, включая Цзюлункэ с Дахунпао, был отчуждён в пользу администрации ближайшей трудовой колонии. Поэтому в те времена в Цзюлункэ часто прогуливались сотрудники военной полиции, но главной их задачей было отнюдь не охрана кустов Халата, а надзор за работой в горах заключённых этих лагерей. В сознании простого народа всякий одетый в униформу и носящий за спиной винтовку является непременно солдатом. И это, возможно, и является причиной идеи того, что войска отряжались для охраны чая.
Однако была или не была охрана, это не столь важно. В течение долгих лет за Дахунпао всегда кто-то присматривал, это однозначно. В мирное время несомненно, что в период сбора и обработки чая руководство чайного управления непременно самолично прибывало на места сбора для контроля за обстановкой. Сделанный чай нужно было ответственным образом проверить. Более того - каждую партию чая должен был санкционировать начальник уезда. (Это не удивительно при том, что частное производство в 50-х - 70-х годах прошлого века отсутствовало в Китае.) Как вспоминает бывший начальник уишаньской чайной станции Чэнь Дэхуа, в 1964-м году один его однокашник в стенах чайной станции провинции Фуцзянь начал заниматься исследованиями по саженцам чая Дахунпао и подал прошение провинциальному руководству с просьбой отрезать для своих целей 5 веток с тех самых кустов. И поскольку санкция так и не была получена, ему всего лишь и оставалось безучастно стоять в сторонке и дожидаться более удачного момента. А по воспоминаниям бывшего начальника государственных чайных плантаций уезда Чунъань г-на Яо Юэмина в начале 50-х годов он из года в год принимал активное участие в контролируемом производстве Дахунпао. И помимо руководства чайного управления за всем процессом сбора и обработки чая следили также вооружённые руководители местной полиции.
В 90-х годах экономическая система в Китае стала меняться, и правительство непосредственно больше уже не управляло материнскими деревьями Дахунпао. Однако соответствующие организации, всё ещё следуя традиции, вели строгую систему управления, и в 2006-м году застраховали материнские деревья. Страховая сумма составила 100 миллионов юаней (на данный момент это около 16 миллионов долларов США), что является абсолютным рекордом в сфере страхования растений.
Таким образом, эти несколько чайных деревьев породили несколько рекордов для книги Гиннеса, разве не мистично и загадочно всё это?
Продолжение следует...
Автор: Нань Цян "Утёсные чаи из У И"
Перевод © 2013 Сергей Кошеверов
Фото - Руслан Адгамов
Коллекция лучших утесных улунов "Дома", где чай с заповедника заслуживает особого внимания для всех поклонников утесного чая