Художественная керамика КУТАНИ. История и технологии

Apr 04, 2014 18:56

Кутани (Kutani) - уникальное место, расположенное в долине девяти гор. Это всемирно известный центр японского керамического искусства, где живут и творят лучшие гончары. Самые искусные из них владеют всеми традиционными техниками Кутани, такими как: Ко-Кутани, Йошида-я, Ака-и и, конечно, наиболее сложной в исполнении - техникой нанесения иероглифов на внутреннюю поверхность изделия, каким бы узким не было его горлышко.


История техники Kutani

За прошедшие столетия керамика Кутани переживала и славу, и забвение. Первый пик известности пришелся на вторую половину XVII века. Изделия того периода получили название Ко-Кутани (Kokutani) или Старый Кутани. Продукция Ко-Кутани стала завоевывать известность по всей стране, но на рубеже XVII-XVIII веков мастерские в Кутани по неизвестной причине были закрыты.

Снова огонь в гончарных печах вспыхнул лишь 80 лет спустя. Первой начала работу печь Касугаяма при мастерской, возглавленной известным керамистом и художником из Киото Мокубэем Аоки. Для мастера Мокубэя была характерна красная палитра рисунка, основная тематика которого была заимствована из китайской живописи. Именно с момента строительства печи Касугаяма начинает свой отсчет история Нового (или Восстановленного) Кутани.



Спустя еще некоторое время в Кутани стали открываться мастерские других керамистов. Были построены печи Ёсидая, Иидая, Сёдза и Эйраку. Каждая из этих мастерских отличалась особенностями стиля. Например, в Ёсидае пытались копировать стиль Ко-Кутани, хотя пользовались при нанесении рисунка эмалями не пяти, а четырех цветов, полностью исключив красный цвет или допуская его применение только в качестве подгрунтовки. Мастера Иидая, наоборот, сделали красную эмаль основной, прорисовывая ею мельчайшие детали рисунка, иногда добавляя мазки позолотой. В мастерской, построенной Вадзэном Эйраку через два десятилетия после начала работы в Иидая, также главенствовали красный и золотой цвета (манера Кинрандэ), но дизайн копировал не старые рисунки Кутани, а рафинированную красоту произведений в стиле Кё-Яки.

Однако классическим для Нового Кутани стал стиль, выработанный в мастерской Сёдза. Он аккумулировал все достижения конкурентов и получил название Сайсики Кинрандэ. Именно этот дизайн составил славу современных мастерских Кутани, немалую часть своей продукции отправляющих на экспорт.



Технологическая цепочка производства керамики Кутани

Все начинается с добычи камня в каменоломне Ханасака рядом с городом Комацу. Потом камень измельчают до порошкообразного состояния и заливают водой, чтобы избавиться от всех ненужных примесей, в том числе от окислов железа. После слива воды получают мягкую глину, которую тщательно перемешивают, чтобы удалить даже крошечные пузырьки воздуха, так как они способны при последующей обработке вызвать трещины и деформации изделия.
Далее к работе приступают гончары, создающие заготовки с помощью гончарного круга или формовочных отливок. За этим следует процесс сушки заготовок с последующим обжигом в печи в течение 8 часов при температуре 800 градусов. Теперь к работе приступают художники. Темно-синей краской из оксида кобальта (сомэцукэ госу) наносится грунтовой подглазурный рисунок.

Покрытое прозрачной эмалью изделие переносят в печь, где в течение 15 часов при температуре 1300 градусов происходит второй обжиг. На остывшей поверхности дизайнер наносит тонкой кистью контур рисунка, который помощники-подмастерья закрашивают эмалями пяти цветов. Затем - снова в печь, чтобы краски схватились при температуре 800-1000 градусов.



После очередного обжига мастер наносит завершающие мазки золотой или серебряной краской и в четвертый раз отправляет изделие в печь, но уже при более низкой температуре - 400-600 градусов. Далее следует тщательный контроль. Вся керамика, признанная браком, беспощадно разбивается. И только лучшее, удостоенное личного клейма мастера, уходит на склад готовой продукции, откуда - на прилавки магазинов в самой Японии или в других странах.

Конечно, механизация производственных процессов не обошла и мастерские Кутани. Ушли в прошлое огромные печи, топившиеся дровами. В распоряжение ремесленников поступили механические дробилки, мешалки, сушилки, тележки. Но в Кутани по-прежнему жив дух старого города мастеров: подавляющая часть местной керамики все также изготовляется вручную по старинным рецептам.

Источник


технология изготовления, посуда, керамика, Япония, Кутани

Previous post Next post
Up