Четыре добродетели утесных чаев УИ: Аромат, чистота, послевкусие, дух. Часть II

Feb 04, 2014 17:11

Четыре добродетели утесных чаев УИ: Аромат, чистота, послевкусие, дух. Часть I

Яркий аромат - это базовый фактор, определяющий, может ли Ян Ча быть принята потребителем. Тем не менее, определить качество чая по одному лишь аромату - трудная задача. Аромат может происходить от сорта дерева, частичного окисления листа или даже процесса обжаривания. А самое главное, аромат должен гармонично согласовываться с другими аспектами чая. Ароматы должны быть живыми, изменяться по ходу чайной сессии. Многие чаи низкого качества используют сильную обжарку, чтобы компенсировать недостаток силы или характера в сырье. Результатом, обычно, становится несбалансированный аромат с доминирующей жареной нотой. Ян Ча также - частично окисленный чай. Он сочетает освежающие нюансы зеленого чая с ароматом спелых фруктов красного чая. Чем плотнее аромат, тем выше качество чая. Однако, каков бы ни был аромат, если чаю недостает Чистоты, то это всего лишь посредственный чай.




Аромат, настой и вкус чая должны обладать чистотой. Поскольку степень окисления утесного чая достигает 50%, цвет его настоя обычно достаточно темный. Вкус Ян Ча крепкий, и поэтому ему не просто достичь чистоты, которую упоминал Лянь Чжан Цзю. Обычно зеленый, белый и другие менее ферментированные чаи обладают такой чистотой. Надо заметить, что чистота не означает, что вкус тонкий или слабый. Чистота вкуса в хорошей Ян Ча густая, но не избыточная, плотная, но не преувеличенная. Даже малейшая ошибка на стадии производства может изменить чистоту настоя, особенно на этапах подвяливания, убийства зелени или сушки. Чистота чая подобна зеркальной поверхности, которая честно отражает условия произрастания сырья - терруар. Только утесные чаи наивысшего качества из Заповедника Уишань могут полностью удовлетворять всем трем аспектам чистоты: чистоте вкуса, аромата и настоя.

Третий уровень оценки Ян Ча - послевкусие (Гань). Гань, как ее называют китайцы, не относится к сладости. Это естественное чувство, когда мы делаем глоток хорошего чая, ощущение того, как настой течет по языку и горлу. Это очень комфортное, мягкое ощущение, которое присутствует в послевкусии. Гань - это не то, что чай привносит в наше тело, но реакция нашего тела на соприкосновение с чаем. Обычно, только лучшие улуны и пуэры могут дать такое послевкусие Гань. Иногда люди, обсуждая чай, упоминают понятие Ча Ци, которое часто проявляется как теплое чувство в желудке, постепенно распространяющееся по всему телу. Однако это тепло не должно по ошибке приниматься за саму Ци. Иначе тарелка имбирного супа имела бы больше Ци, так как она может разогреть наше тело очень быстро. Впечатления в нашем теле - это результат воздействия чайной Ци, а не сама Ци. По моему мнению, Гань - тоже эффект Ча Ци, и так как Гань не существует в чайном настое, а является реакцией тела, то только чаи с более мощной и живой Ци могут вызывать подобные эффекты в теле. И вот почему мы хотим пить Ян Ча с выраженной Гань.

Последний фактор - Дух чая - представляет наивысший уровень оценки Ян Ча. Однако, Лянь Чжан Цзю предупреждал нас, что нужно использовать родниковую воду Уишани, чтобы поистине различить дух чая. Хотя в идеале мы должны использовать воду из той местности, где чай рос, это вряд ли осуществимо. Я думаю, что ощущения Духа и Жизни становятся более и более отчетливыми по мере того, как мы продвигаемся по первым трем уровням оценки вне зависимости от использованной воды. Дух, возможно, более различим с уишаньской водой, но можно опознать его и в противном случае.

Чистота, например, создает пространство, в котором различные оттенки и слои аромата могут играть и выражать себя. Аромат как бы оживает, становится живым в присутствии чистоты. Также послевкусие Гань вместе с чистотой усиливает радость от чистоты в нашем теле, позволяя чистоте сохраняться дольше и с большим «присутствием». Когда мы проходим по первым трем уровням, ощущение Духа или Живости зависит в основном от того, насколько мы восприимчивы. Это почти как Дзен в том плане, что это можно только познать на собственном опыте, но нельзя описать. Слишком надуманно заявлять, что нужно иметь уишаньскую воду, чтобы больше насладиться Ян Ча, подобно тому, как не нужно иметь более качественный коврик, чтобы провести более глубокую сессию медитации. Я считаю, что найти Ян Ча, полностью удовлетворяющую первым трем критериям - это уже благословение. Ощущение Духа придет к нам естественным путем, как только мы доведем до совершенства все детали от выбора чая, кипячения воды, заваривания листа до нашего образа жизни в целом. Если мы гонимся за Нирваной, то мы загоняем в ловушку себя, а Нирваны не достигнем никогда. И вы должны рассматривать поиск совершенной Ян Ча с подобной точки зрения.

Аромат, Чистота, Послевкусие и Дух - это четыре добродетели, которые мудро охватывают и объединяют суть оценки чаев Уи. И хотя я использовал их, чтобы описать подход к оценке Ян Ча, они пригодны для всех улунов и пуэров, лишь с небольшими различиями в акцентах. Например, в оценке Ян Ча внимание фокусируется на глубине Духа и Живости, а для тайваньских высокогорных улунов более важны факторы динамичного Духа освежающего аромата. Чай Те Гуань Инь проявляет Живость в очаровательном букете вкусов и запахов. Старый шэн пуэр борется за Дух с мудрым и мощным присутствием.

Таким образом, мы можем использовать мудрость древних авторов, чтобы развить и углубить нашу способность оценивать чай. И посредством этого, мы можем улучшить понимание удивительного чая с гор Уи.

Автор: Гуан Ли, статья из "The Art of Tea" № 2. Перевод специально для "Дома Живого Чая"

Коллекция лучшего утесного чая в "Доме"

улуны, утесные улуны, art of tea, УИ Шань, ян ча, Ча Дао

Previous post Next post
Up