Керамическое искусство Японии. Выдающийся Гэн Мурата (1904-1988)

Jan 22, 2021 12:26

Двадцатый век стал эпохой Возрождения японского гончарного мира. Были возрождены старые традиции, во главе которых стояли Бидзэн, Карацу и Сино, а также родились новые стили, благодаря работе членов группы Содэйся и Сёдзи Камода. Само население Японии обнаружило возобновление интереса к изделиям из глины и огня.

Всё это привело к увеличению числа независимых студийных гончаров, которые стали самостоятельными благодаря усилиям Хадзан Итаи и Кэнкити Томимото. Их работы и учения вдохновляли бесчисленное количество гончаров; среди учеников Итаи был, в том числе, и Сёдзи Хамада. Томимото также обучил многих, включая Камода.

В книгах, изданных в 1960-х и 1970-х годах, отображены работы и печати/подписи тысяч гончаров, работающих по всей стране; отсюда большой интерес среди публики. Большинство книг были созданы Рёдзи Курода, покойным владельцем галере Гиндза Курода Тоэн, и были опубликованы "Когэи Сюппан".

Однако большинство перечисленных гончаров никогда не делали себе имени за пределами своих местных городов, и многие из них растворились в великой керамической истории, которая имеет глубокие корни в японской культуре. Это прискорбно. Многие прекрасные таланты никогда не имели правильной политической ориентации, поэтому их игнорировали, даже если они делали выдающиеся произведения. Другие были довольны тем, что оставались известны только на местном уровне, в то время как некоторым просто не повезло быть связанными с ведущими галереями.

Одним из таких гончаров был Гэн Мурата (1904-1988).



Murata at wheel


Никогда не забуду, как впервые увидел его работы. Это было в маленькой кофейне-галерее, где проходила выставка юноми Масико-яки. По иронии судьбы, магазин был назван Росандзин в честь эксцентричного художника, который считал Масико-яки и движение Mингэй полным фарсом!

Юноми Мурата не имели ничего особенного; традиционная форма, прочная и честная, с мощными мазками железной кистью по кремовой глазури Нука. Однако в этой простоте была глубина, с которой я никогда не сталкивался в такой обычной форме. Как будто чаша дышала, таков был внутренний дух Мурата.

Гэн Мурата родился вторым сыном Тасабуро Мурата и Рэцу в 1904 году. Семья Мурата были фермерами в префектуре Исикава, расположенной на берегу Японского моря. Несмотря на то, что семья жила лучше, чем большинство вокруг, детство Мурата не было счастливым, поскольку он рано был разлучён с матерью, когда родители разошлись. Его воспитывала бабушка Ёко.

С раннего детства Мурата увлекался искусством и хотел продолжить свои творческие идеи в виде карьеры художника. Он бросил среднюю школу, изучал живопись в Киото (в это время разносил документы, чтобы материально содержать себя), пока не поступил в Художественную Академию Кансай (Кансай Бидзюцу Гакуин) в 1922 году.

По окончании он женился и переехал в Токио, чтобы работать редактором, иллюстратором и дизайнером журналов. Этот опыт привел его к тому, что он стал редактором Сэнки (Флаг Войны), журнала Союза пролетарских художников Японии.

Первое близкое знакомство с керамикой у Мурата случилось, когда он посетил Выставку Народных Ремёсел в 1934 году в Мацудзакая в Уэно, Токио. Это были юноми Масико-яки, сделанные Тотаро Сакума, первым другом Сёдзи Хамада при его переезде в Масико в 1924 году.

Тем не менее, прошло несколько лет, прежде чем Мурата смог сменить работу бедного редактора (вынужденного жить в «убежище», потому что он не мог платить по счетам) на карьеру бедного гончара.



Стремясь стать гончаром, особенно после того, как в 1943 году увидел работу Сёдзи Хамада, он переехал в Масико, префектура Тотиги, в 1944 году. Друг с хорошими связями предложил ему написать письмо Хамада с просьбой взять его в ученики. Мурата же не захотел пользоваться такой услугой и представился Хамада, ожидая у ворот его дома, как начинающий монах.

Масико, как и вся остальная Япония, переживала разрушительные последствия войны (Мурата отбывал срок в армии), и у Сёдзи Хамада не было места для ученика. Еды было мало, часто совсем было нечего есть, как и припасов для гончарного дела. Тем не менее, Хамада, впечатлённый решимостью Мурата, сказал ему, что если он сможет найти себе место для проживания, он (Хамада) готов взять его.

Мурата работал с Хамада четыре года и после этого стал независимым гончаром, хотя у него не было собственной печи. Он с другими начинающими керамистами часто арендовали места в других печах.

Мурата жил в старом ветхом доме (один человек описал его как «куриный сарай»). В те дни ему приходилось возить свои будущие работы в ближайшую печь по ухабистой дороге (на тележке, впряжённой к велосипеду); большая часть работ от такой поездки сваливалась, часть разбивалась. Зимой холодный ветер превращал его лачугу в ледяную зону, а некоторые необожженные горшки замерзали и трескались. Тем не менее, даже это не сломило волю Муарта, и он смог построить свою первую печь - восходящего типа ноборигама - в 1954 году. Ему было 50 лет.



His wheel & tools



За год до этого Бернард Лич посетил Масико и научил Мурата делать кувшины, особенно технику крепления ручки.

Наконец, в 1955 году у него состоялась первая выставка в Магазине Ремёсел Идзуми Когэй в Токио. Становление Гэн Мурата как мастера керамиста окончательно состоялось.



Tsubo iron slip over namajiro glaze 1970s

Мурата был непревзойденным гончаром Масико, который использовал только местные материалы, которые придают любой японской керамике ее региональные и отличительные черты. Для керамики Масико, это означает, конечно же, использование местной глины, а также традиционных глазурей, таких как Нука (рисовая шелуха), каки-ю (хурма) и окрашивание железистой кистью.



Потрясающая Масико Каракуса юноми 1970/80х годов ученика LNT Сёдзи Хамада легендарного мастера Гэн Мурата (1904-1988), ~ 300 мл. Печать мастера "Му" стоит на дне юноми. Поставляется в оригинальном подписанном томобако.





В более поздние годы Мурата создал свой собственный стиль нанесения слоев глазури, что придало его прочным изделиям живописную ауру. В творчестве Мурата мы чувствуем большой интеллект и чувствительность, которые основаны на его мечтах стать художником, его литературном опыте и его крайне бедной жизни.



Он также был довольно догматичным, и это привело его к конфликту с основателем движения Мингэй Янаги Соэцу. Это одна из причин, по которой вы не найдете работы Мурата в Мингэйкан (Музее Народных Ремёсел Японии) в Токио, хотя большинство других крупных гончаров Масико того времени представлены. Почему это так?

Янаги сказал Мурата: «Вы подписываете свои работы, и поэтому на самом деле это не Мингэй; вы сошли с пути Мингэй». Янаги, так сказать, занес Мурата в черный список. Тем не менее, Мурата был непреклонен в том, что публика должна иметь возможность узнать, кто что создал, и продолжал отмечать свои работы словом «му» или печатью «му».



После двух десятилетий создания своего собственного отличительного голоса в Масико, он смог построить свой первый дом в 1967 году.
Он никогда не переставал совершенствовать свое искусство и даже построил новую печь, когда ему шёл 71 год.

В 1985 году префектура Тотиги удостоила Мурата самой высокой наградой за творческий вклад, Премия за заслуги в области культуры.



«Простое», глубокое и страстное керамическое искусство Гэн Мурата заслуживает того, чтобы его увидели все, кто любит Масико.
На мой взгляд, он лучший традиционный гончар Масико, которого когда-либо знал мир.

- Роберт Йеллин -
https://www.japantimes.co.jp

искусство, Сёдзи Хамада, Мингэй, Янаги Соэцу, Гэн Мурата, Масико, Дом Живого Чая, керамика, Япония

Previous post Next post
Up