Художественная керамика острова Кюсю. Карацу. Часть II

Dec 02, 2020 15:14

В наши дни в префектуре Сага и Нагасаки найдено более двухсот печей «Старого Карацу». Хотя выпускаемые изделия имели много общего, у керамики каждой мастерской были свои особенности, так как использовались только местные глины. Исходя из свойств глины, гончар выбирал соответствующий способ обжига и глазуровки.




В основном глины различаются по трем критериям: по процентному содержанию окиси железа, песка и легкости обработки. Если подвергнуть одной и той же обработке глины двух разных сортов, то получатся изделия с разным цветом глазури, а, следовательно, разная керамика.

К примеру, в мастерских «Карацу» и «Сюкубу» форма печей абсолютно индентична, в декоре используются практически одни и те же образы, однако за счет свойств глины керамика приобретает индивидуальность. Так что в старину мастера попадали в определенную зависимость от сырья, и нередки были случаи, когда гончары вместе с необходимым инвентарем кочевали в поисках подходящей глины .

Для производства изделий типа «Карацу» характерны глины, которые отвечают следующим четырем условиям:
1. Пластичность (глина должна легко поддаваться обработке при формовке сосуда).
2. Глина должна выдерживать определенный температурный режим обжига - 1270 градусов. Иначе сосуд либо невозможно об жечь до необходимой степени прочности, либо во время обжига форма сосуда разрушается.
3. Определенное содержание в глине окиси железа. При чрез мерно большом количестве окиси железа сосуд при обжиге прини мает черный оттенок, а глазурь тускнеет.
4. Низкий коэффициент сжимаемости. При обжиге любая глина в той или иной степени усыхает (сжимается). Поэтому во избежание нарушения формы сосуда предпочтительна глина с наименьшим ко эффициентом сжимаемости.

Среди глин «Старого Карацу» больше всех этим условиям соответствовала керамическая глина, которую добывали в местечке Ки-сидакэ, расположенном в 10 км от порта Карацу.

Когда в начале XVII в. началась «эпоха клановых печей» и часть продукции стала изготовляться на продажу, возникла необходимость в большом количестве фарфоровых глин. После длительных поисков месторождения подходящей глины были обнаружены в местечке Касаджи района Нахата города Имари. При поисках этой глины мастера ориентировались на корейские аналоги.

В XVI в. глина в мастерских «Карацу» использовалась практически в естественном виде (после предварительного размельчения) без какой-либо специальной обработки, так что небольшие камешки были не редкостью в керамике «Карацу». С начала XVII в. добываемая в горах глина уже подвергалась более тщательной обработке. Сначала помещалась в специальные погреба, расположенные под мастерскими. Когда как она высыхала, ее толкли в ступе (видимо, вручную, так как упоминаний о каких-либо устройствах типа «караусу» нет); полученный порошок несколько раз просеивали через сито, чтобы удалить оставшиеся камушки и сор.

Мастерские «Старого Карацу» применяли глину одного вида. Примеров смеси, составленной из глин нескольких сортов, в керамике начала XVI в. практически не встречается. Только после того как от сёгуната поступил заказ на изготовление керамики, копирующей «Корейскую чашу», мастера начали смешивать глины нескольких сортов, чтобы добиться большего схожества с корейским фарфором.

Формы изделий «Карацу» создавались на традиционном типе ножного гончарного станка - «Кэрукоро». Окончательная обработка осуществлялась специальной лопаточкой и рукой.

Обычно мастера «Карацу» использовали технику «татакиде». Сперва делалась основа изделия, затем кольцевидными полосками формовались стены сосуда. Отделка стенок и формы достигались легкими ударами по внутренней и внешней поверхности специальными инструментами, первоначально завезенными на Кюсю из Кореи. Руками формовалось горло сосуда и прорезалось дно. После этого на сосуд по сырому тесту наносился рисунок.

В изделиях «Карацу» применялось несколько способов нанесения узора на черепок сосуда до покрытия его глазурью. Автор альбома «Карацу» Накасато Тароэмон насчитывает пять видов декора: под-глазурная роспись, штамп, гравировка, каолиновый декор, двухцветная роспись. Кратко опишем особенности каждого декора.

1. Наиболее распространенный вид декора - подглазурная рос пись. На необоженный сосуд наносился рисунок, который затем по крывали глазурью.
2. Штамп обычно изготовлялся из бумаги и окрашивался опреде ленными красителями - окисью железа или каолина. Так достигалась возможность повторения одного и того же рисунка несколько раз.
3. Гравировка - рисунок наносился по сырому тесту с помощью бамбуковой палочки или лопаточки, сделанной из редьки или морко ви. Углубления заполнялись медным или железно-песочным красите лем. В качестве узора использовался несложный геометрический орнамент.
4. Каолиновый декор - заимствован японскими гончарами из корейской керамики. Сосуд, сделанный из глины, богатой окисью железа, а потому при обжиге принимающий темный окрас, покрывали каолином, чтобы придать желаемый белый цвет. Для этого вида декора японские мастера изобрели ряд традиционных инструментов декора - щеток и гребней.
5. Двухцветная роспись - рисунок наносился на высохший черепок щеткой, на которую накладывалось два красителя: зеленый и коричневый. Иногда для раскраски брали кисти, сделанные из шерсти рыжей японской собаки. Так рисовали сосну, сливу, бамбук и горные пейзажи.

Особым видом декора керамики «Карацу» являлись неровности и кажущиеся изъяны на поверхности керамических изделий. «Карацу» отличалась тяжелыми формами и явной небрежностью исполнения и на первый взгляд могла показаться низкосортной и простой. Но именно эти изделия создавались под влиянием дзэн-буддийской концепции о красоте в простом и обыденном.

Автор работы «Старая керамика острова Кюсю» Нагатаке Такеси выделяет три типа глазурей в изделиях керамики «Карацу»:

1. Пепельная глазурь. Готовилась из древесной золы. Деревья буковой породы шли на растопку практически в каждом доме, так что недостатка в сырье не было. Пепельная глазурь применялась как в одноцветных, так и в декоративных изделиях. После обжига она ос тается сравнительно прозрачной и дает два разных оттенка: желто вато-коричневый (обжиг при избытке кислорода) и светло-зеленый (обжиг при недостатке кислорода).

2. Беловатые глазури. Создаются путем комбинирования в раз личных пропорциях кремневой кислоты в соломенных золах с полевым шпатом. На глазури возникали шероховато-пестрые эффекты - характерная особенность изделий «Карацу».

3. Черная глазурь - Теммоку. Получается за счет окиси железа в составе глазури. Ее цвет варьировался между черным, красноватокоричневым и коричневым; оттенок зависел от условий обжига.

Ассортимент изделий «Карацу» был чрезвычайно широк, но основную часть составляли посуда и предметы чайной церемонии. Художественная керамика «Карацу» пользовалась большой популярностью у мастеров чайной церемонии. Ведь в асимметричной форме, нарочитой грубости изделий, покрытых толстым слоем стекающей глазури, они видели подобие самой нетронутой природы.

Автор: М. К. Ковальчук
Предыдущая часть

искусство, технология изготовления, Карацу, керамика, Япония

Previous post Next post
Up