О самой известной группе мастеров-керамистов второй половины XX века «Содэйся» тоже написано немного. Большинство учёных останавливают свой взгляд в большей степени на лидере группы «Содэйся» Яги Кадзуо, а творчество других участников этого коллектива пока остаётся в тени. Среди исследователей произведений «Содэйся» можно назвать Берта Уинтера - Тамаки и его вышеназванную работу, посвященную современным керамистам послевоенного периода. Здесь же нужно отметить его статью в журнале «История дизайна 12» (№ 2, 1999) - «Яги Кадзуо: введение нефункционального объекта в мир японской керамики». Однако в первую очередь нужно упомянуть две работы японского исследователя современной керамики Наканодо Кадзунобу. Это «Современные японские гончары» (Киото, 1997 г.) и «Содэйся» в течение 50-ти лет» (Киото, 1999). Следует сказать, что Яги Кадзуо, так же как и Исаму Ногути и Окамото Таро писал сам о своих произведениях и эта информация очень важна для исследователя его творчества. Приведём примеры таких публикаций. Это Яги Кадзуо «Коллекция работ Яги Кадзуо» (Токио, 1980), Яги Кадзуо: «Керамические объекты-сочинения Яги Кадзуо в глине» (Токио, 1999). В них содержится важная информация о техниках, материалах, замыслах авторов и их воплощениях в работах. Кроме этого, интересны различные каталоги его произведений. Например, очень хороший каталог, с подробным биографическим очерком и заметками из дневников мастера вышел после выставки «Ретроспектива Яги Кадзуо» (Токио, 2005); каталог носит одноимённое название.
Большая удача для любого исследователя - встретиться с непосредственным объектом своего изучения, будь то произведение искусства или живой человек. Таким важным событием для нас было знакомство с сыном знаменитого Яги Кадзуо, потомственным керамистом, Яги Акира, профессором Университета искусств и дизайна Киото. Побывать в доме самого Яги Кадзуо, подержать в руках произведения - большое исследовательское счастье. Несмотря на то, что авторские работы Яги Кадзуо коллекционировали, их покупал даже Рокфеллер, творчество мастера практически не изучено. Ввиду этого автор диссертации использовал в большей степени биографические сведения, записанные со слов Яги Акира.
Подводя небольшой итог по историографии, нужно сказать, что практически обо всех мастерах керамики 1950 - 1970-х годов всё-таки можно найти некоторую информацию. Но о керамике после 1970 - х годов, когда пластический объект выходит на новый этап своего развития, в лучшем случае можно найти справочники керамистов, ныне здравствующих и работающих на заказ. Иногда встречаются заметки с выставок и редкие альбомы. Среди последних публикаций по новейшей керамике стоит выделить публикации Национального музея современного искусства Токио «Керамика. Шедевры из коллекции Галереи прикладного искусства» (Токио, 2007), а так же «30 лет Галерее прикладного искусства. Выставка лучших работ» (Токио, 2007), в которых собраны поистине лучшие работы самых известных мастеров пластического объекта после 1970-х годов. Данные издания содержат не только превосходные иллюстрации, но и биографии мастеров, краткое описание работ.
Большинство керамических объектов второй половины XX века были представлены на различных выставках, а материалы об авторах опубликованы. Большая часть произведений находится в ведении государственных музеев. Исключения составляют лишь работы художников группы «Содэйся», которые в основном находятся в частных коллекциях.
Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Часть I Часть II Часть III Часть IV