Возникновение и развитие пластического объекта в керамике Японии второй половины XX века. IV

Oct 07, 2020 15:08

Среди всех японских керамистов середины XX века, наиболее полно изучено лишь творчество Исаму Ногути и Окамото Таро. Ногути часто бывал и в Европе, и в США; большинство его работ хранится в именном фонде мастера в Нью - Йорке. Кроме того, важным информативным источником служит автобиография Исаму Ногути («Мир скульптора», Нью-Йорк, 1968).



Taro Okamoto Memorial Museum


Интерес представляет работа японской писательницы Масаё Даас «Жизнь Исаму Ногути: путешествие без границ» (Токио, 2000). Несмотря на то, что это скорее литературное произведение, чем научное исследование, этот двухтомный труд позволяет узнать практически всё о творчестве и судьбе этого японского скульптора. Здесь представлены все биографические моменты, его записи, воспоминания, обзор творческих периодов. Информация о мастере максимально полно и представляет большой интерес для научного исследования работ Исаму Ногути. К крупнейшим исследователям творчества Исаму Ногути можно отнести таких авторов, как Брюс Альтшулер («Исаму Ногути», Нью-Йорк, 1994), Мартин Фридман («Воображаемые пейзажи Ногути», Миннеаполь, 1978), Нэнси Грув («Исаму Ногути: исследование скульптуры», Нью-Йорк, 1985) и других. Среди исследователей творчества Исаму Ногути следует особо отметить работы Берта Уинтера-Тамаки. Его работы посвящены не только творчеству Исаму Ногути, но и творчеству других мастеров-керамистов. Самым ценным исследованием Берта Уинтера-Тамаки можно назвать книгу «Исаму Ногути и современная японская керамика» (Вашингтон, 2003), которую он написал в соавторстве с Л. Элисоном Кортом и Ниими Рю. В этой книге затронуты общие процессы, происходившие в искусстве Японии второй половины века, рассмотрены взаимосвязи керамики и новой школы икэбана «Согэцу», представлены произведения мастеров, которые работали только в традиционном жанре, и работы мастеров нового направления - пластического объекта. Это исследование затрагивает вопросы взаимопроникновения культур Запада и Востока. Кроме того, изучаемый авторами материал как раз охватывает тот промежуток времени, которому посвящена данная работа, а именно 1950 - 1960-е годы. Кроме вышеназванного исследования необходимо упомянуть ещё одну работу Берта Уинтера-Тамаки «Исаму Ногути: конфликты японской культуры в начале послевоенного времени» (Нью-Йорк, 1992). Эта книга посвящена проблеме противостояния двух культур: Запада и Востока; проблема сохранения национальной культурной составляющей рассмотрена в ней на примере творчества Исаму Ногути.

Не менее важна для данного исследования работа Анны Марии Торес «Изучение пространства. Исаму Ногути» (Нью - Иорк, 2000) в которой в полном объёме представлено архитектурное и скульптурное наследие Исаму Ногути, самым непосредственным образом повлиявшее на его керамику. Исследования А.М.Торес касаются именно теоретических принципов работы с материалом в творчестве Ногути. Большое внимание автор уделяет вопросам пространственного расположения объектов, их взаимоотношениям с окружающей средой. Книга богато иллюстрирована чертежами, проектами, схемами из дневников и рабочих тетрадей Ногути, наглядно демонстрирующими, каким образом происходил процесс освоения пространства и его осмысление.

Окамото Таро можно также причислить к наиболее изученным в литературе мастерам, хотя степень изученности по сравнению с современными японскими архитекторами весьма невелика. Работая не только с керамикой, Окамото Таро прославился и своими дизайнерскими находками, живописью, фотографией. Окамото Таро был самым активным теоретиком среди всех керамистов середины века, и, оставил для нас несколько важных трудов, в которых он не столько размышляет о своём творчестве, сколько рассуждает об изменениях, происходящих в мире искусства того времени. Окамото Таро был одним из тех керамистов, кто серьёзно анализировал проблему обращения к древним археологическим культурам. Он активно изучал этнографию и исследовал памятники культуры Дзёмон. Некоторые его статьи по поводу керамики Дзёмон опубликованы, но находятся в разрозненном виде, в малоизвестных журналах. Самой полномасштабной работой Таро, посвященной традициям древних культур и их взаимоотношениям с современным искусством можно считать двухтомное издание «Книги Окамото Таро» (Токио, 1999). Однако впервые свои размышления о древности он опубликовал в книге «Традиции в Японии» (Токио, 1956). Кроме некоторых заметок в общих исследованиях по керамике и скульптуре Японии послевоенного периода о творчестве Окамото Таро написано очень мало. Среди последних исследований можно отметить как наиболее важную и ценную в информативном плане монографию, написанную супругой мастера Окамото Тосико, «Мир Окамото Таро» (Токио, 1999). Книга насыщена фотографиями, иллюстрациями многих произведений. Несмотря на большую известность ещё при жизни, творческое наследие Окамото Таро ещё не вписано в общую историю мирового искусства XX века. Одной из последних книг, посвященных творчеству мастера, можно считать «Окамото Таро и его современники в послевоенные годы» (Сэтагая, 2007), представляющую краткий очерк послевоенного искусства Японии и хороший альбом работ Окамото Таро. Однако небольшие публикации о творчестве мастера продолжаются публиковаться и в настоящее время. Поскольку Окамото Таро имеет несколько персональных музеев, то, авторский коллектив этих музеев издаёт небольшие журналы и альбомы, в которых можно найти биографические сведения, а так же иллюстрации его работ. Назовём два самых лучших сборника: «Окамото Таро - поистине многоликий творец» (Кавасаки, 1999) и «Работы Окамото Таро в музее искусства Окамото Таро в Кавасаки» (Кавасаки, 2005).

Продолжение следует...
Автор: Журавлёва Анастасия Андреевна
Часть I
Часть II
Часть III

Окамото Таро, керамика, Исаму Ногути, литература, Япония, исследования

Previous post Next post
Up