На последние два десятилетия эпохи Эдо пришлось и творчество одного из лучших учеников Тоёхара Тиканобу, который работал во множестве жанров - Ватанабэ Нобукадзу (1872-1944).
О его жизни известно крайне мало, но что касается творчества, то он проявил себя во многих жанрах: изображал красавиц, виды модернизации Токио; изображал жизнь императора и императрицы, а также создал большое количество гравюр на военную тематику. Сцены, связанные с императором и его жизнью были своего рода как освещение знаменитостей эпохи, императорская семья на публичных выступлениях, в светском обществе и так далее. Император был популярен среди людей, поэтому появился спрос на такие гравюры. Работа «Портрет императорской семьи» выполнен, как и многие гравюры, связанные с императором, с оглядкой на Запад. Он и члены императорской семьи представлены в европейских одеждах, интерьер во многом соответствует европейским традициям. Говоря о пейзажном фоне, то Нобукадзу часто пытался совмещать европейскую систему перспективы с японской, благодаря чему появлялись гравюры, в которых была видна попытка изменения традиционных канонов построения пространства.
Более всего художник прославился своими гравюрами на тему японо-китайской и русско-японской войны. Представленные в триптихах, все они динамичны, и это проявляется как в композиционном построении, так и в цвете. Проработка планов еще не совершенная, но уже видны продвижения в этой области. В гравюре «Русско-японская война» (1904) видно четкое разделение планов: передний, где происходит сражение двух воинов, и дальний, где разворачивается масштабное столкновений отрядов русской и японской армий.
Продолжение следует...
- Е. О. Тягунова -
Часть I Часть II Часть III Часть IV