Сакральное пространство японских пластических объектов. Часть III

Aug 16, 2020 11:25

Многие художественные критики декоративно-прикладного искусства отмечали, что красота вещи зависит от функционального потенциала предмета. В японской культуре понятие функциональности предмета («ё») и понятие эстетического начала («би») редко воспринимались порознь. И только в XX в. разрыв этой древней связи стал очевиден.



Яги Кадзуо. Прогулка мистера Самса. 1954 г.


Пластические объекты, созданные в керамике или в любом другом материале, практически всегда лишены функционального начала. Исключение составляют лишь некоторые, созданные в совместном творчестве с мастерами икэбана «Согэцу» и приспособленные ими для авангардных цветочных композиций. Керамические объекты можно отнести к категории «чистого» искусства («бидзюцу когэй»), когда мастер полностью свободен в выражении своих творческих фантазий и желаний. Таким образом, не имея функциональных задач, пластические объекты рассчитаны на созерцание, медитацию.

Именно из-за своей большой смысловой нагрузки современные произведения требуют к себе особого подхода. Часто пластические объекты не находят понимания со стороны зрителя. Они кажутся бессмысленными, бесцельными проявлениями безумного во всех отношениях XX в. Так, нельзя пройти мимо работы Яги Кадзуо «Прогулка мистера Самса» (Киото, 1954 г., глина, глазурь, 27.5×27×14 см) и понять ее за минуту беглого осмотра выставки. Сами японские мастера не раз отмечали, что общение с керамикой как результатом сакрального действа доступно не каждому человеку. Только тот, кто сумеет остановиться на время, задуматься и всмотреться в объект, откроет для себя его смысл. И верно отметил литератор и культуролог начала XX столетия Соэцу Янаги (1889-1961): «нужно быть готовым к пассивному восприятию, без личного усилия. Красота сродни тайне, которая не может быть прямо воспринята интеллектом».

Продолжение следует...
- Журавлёва А.А. -
Часть I
Часть II

искусство, Яги Кадзуо, скульптура, керамика, Япония, Содэйся

Previous post Next post
Up