Искусство сервировки вообще является важной частью японской кулинарии. И недаром говорят, что японцы «едят» глазами, так как для них очень важно оформление блюд. Норико Эндо, занимающаяся культурными обменами между Россией и Японией считает, что «нигде в мире глаза не принимают такого участия в еде, как в Японии».
«Возможно, - пишет Норико Эндо, - так повелось с прежних времен, когда красота и изящество оформления восполняли скромный набор продуктов».
Кё Сансай блюдо из печи Кираи Гама знаменитого мастера Сасаки Кёсицу II (Сёраку III).
Огромную роль в жизни каждого японца играет процесс любования цветущей нежно-розовой вишней (сакура) весной и ярко-красными кленами (момидзи) осенью, а ведь это, как и многое другое, имеет непосредственное отношение к особенности восприятия японским народом цвета, передающего все краски окружающего мира. Японская кухня в сознании японцев тесно связана с восприятием красок и форм, отражающихся временами года. Поэтому неудивительно, что в пору золотой осени на стол могут подать суп с ломтиками моркови, нарезанной в виде кленовых листочков, а весеннее блюдо напомнит о цветущей сакуре за окном.
Известно, что некоторые японские предприниматели при приеме на работу предъявляют претендентам требование различать до 250 цветов. Они, видимо, считают это умение необходимым условием качества на производстве. В связи с этим упражнения в цветоразличении являются обязательным элементом образовательной программы в японских детских садах и школах, одним из предметов эстетического воспитания в Японии. Возможно, японцы правы, и такое тонкое различение цветов позволяет открыть для себя новые аспекты вещи и мира в целом.
Ига блюдце дровяного обжига гениального Манабу Атараси.
Уже в детском саду японский ребенок знакомится с палитрой из 24 цветов и оттенков, второклассник должен уметь пользоваться красками 36 цветов и оттенков и знать их названия. Заканчивая школу, каждый японский школьник должен знать 24 основных цвета, а также различать по 10 оттенков и цветов каждого из них. В обучении детей живописи японцы в первую очередь ориентируются именно на значимость цвета в его эстетическом понимании, выделяют такое его свойство, как выразительность, подчеркивают способность цвета оказывать воздействие на чувства людей. Цвет используется японцами для передачи настроения, отношения, организации внимания зрителя и имеет эмоциональное значение.
Таким образом, через творческую деятельность, связанную с живописью и прикладными видами искусства, уже с раннего детства японцев привлекают к освоению эстетического опыта самовыражения и восприятия окружающей действительности, прививают любовь к прекрасному и желание сохранить традиционно устоявшиеся каноны красоты, которые, безусловно, передаются посредством различных цветов и оттенков. Например, позиция зеленого в языке и культуре Японии - совершенно исключительна. «Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа - голубой, синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия на нервную систему человека. Зеленый - один из основных цветов, он физиологически оптимален, так как это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека».
Акадзу блюдце 1980х годов знаменитейшего мастера Нода Тодзан II.
«Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти и привилегированного социального положения, т. е. в древних государствах Востока».
В Европе до открытия в XIX в. химических красителей и синтетических неорганических пигментов зеленый цвет, который использовали в изобразительном и прикладном искусстве, добывали из природных растений и минералов (сок растений, малахит). В Японии не было таких растений, которые бы давали чистый зеленый цвет, поэтому, чтобы его получить, приходилось смешивать цвета: желтый и цвет индиго (синий). В результате получался цвет моэги (желто-зеленый), который в то время был очень популярным. Если в такой цвет красили шелк, ткань приобретала привлекательный желто-зеленоватый оттенок, но если этим цветом окрашивали хлопок, эффект был обратный: красильщики получали блеклый оливковозеленый оттенок. Зеленый цвет, полученный из минералов, в основном имел голубоватый оттенок. Зеленый цвет, который использовали в картинах Нихонга (картины в японском стиле) для передачи цвета сосен, бамбука, травы и другой растительности получали из малахита, поэтому он имел синевато-голубоватый оттенок. В различных видах керамических изделий, так популярных в Японии, зеленый цвет занимал одно из центральных мест. В изделиях Ко-Кутани использовался голубовато-зеленоватый оттенок, в изделиях Ига - светло-зеленый, в изделиях Орибэ - темно-зеленый. Каждый вид изделия со своим непревзойденным колером имел определенную привлекательность для японцев.
Канагава Мэото пара юноми 1960х годов великого Рёсаи Иноуэ III (1888-1971)
Для того чтобы ускорить процесс производства гравюр Укиё-э, из Голландии была завезена зеленая краска Берорин. Это сократило как время производства, так и усилия, которые для этого прилагались, так как для получения ярко-зеленого цвета достаточно было нанести краску всего один раз, в то время как с применением натуральных красителей соответствующая процедура окраски требовала двухкратного, а иногда и трехкратного нанесения.
Керамика, в которой больше всего используется зеленый цвет, - это изделия Орибэ и Ига. Изделия Орибэ появились в XVII в., когда появилась относительная свобода в дизайне. Посуда, специальные сосуды для сакэ и другие изделия приобретали необычную форму, а узоры и изображения исполнялись в зеленом цвете. Известно, что глазурь Биидоро, которая используется для создания зеленого цвета в изделиях Ига, появилась естественным образом во время обжига в печи при температуре 1250 градусов, когда произошло химическое соединение пепла и кусочков расплавленной глины. Сочетание зеленоватой глазури Биидоро с бледно-коричневыми неглазурованными участками - одна из особенностей изделий Ига.
Орибэ пиала "Цветы сливы Умэ" 1980х годов известного мастера Сасаки Ясодзи
Наиболее известные чаи в Японии - это Сэнтя и Маття. Сэнтя представляет собой листовой заварной чай. А Маття - это порошковый чай, который растворяется в горячей воде. Именно этот чай принято использовать в чайной церемонии. Когда порошковый чай Маття смешивается с горячей водой, он приобретает прекрасный ярко-зеленый оттенок, который удивительно красиво сочетается с черной посудой, в которой чай подают, как правило, во время зимней чайной церемонии.
Из приведенных примеров видно, насколько эстетически привлекательным является для японцев зеленый цвет, который ассоциируется с природной красотой, изысканной простотой и естественностью.
Однако, помимо эстетического значения, в японской культуре зеленый цвет выполняет также и информативные, и символические функции, так как слияние и взаимодействие символов и знаков является одной из характерных черт японской ассоциативной культуры.
Продолжение следует...
А. С. Шиманская
Первая часть