Огата Кэндзан (1663-1743)

Jul 10, 2019 13:28

Имя при рождении - Огата Синсэй. Японский художник и керамист периода Эдо.

Кэндзан был младшим братом художника Огата Корина (1658-1716). Он изучал гончарное дело у Нономуры Нинсэя. Вместе с Нинсэем и Аоки Мокубэем считается одним из трех великих гончаров Киото. В 1699 г. Кэндзан соорудил печь для обжига, получившую название Инуия-ма. В какой-то момент к Кэндзану присоединился Корин, и двое мастеров работали вместе (Кэндзан руководил созданием керамических изделий, а Корин расписывал их). При жизни Огата Кэндзан использовал несколько псевдонимов - Сисуи, Кэндзан, Тоин, Сёкосай, Сюсэйдо и Синсё.



Свиток "Осенний плющ" легендарного Огата Кэндзан (1663-1743). Специальный выпуск,  печать 1980 года. Поставляется в оригинальном деревянном футляре.
Размеры: свиток - 116*53 см; рисунок - 21*28 см.

Вместе со старшим братом они спустя полвека после Хонъами Коэцу (1558-1637) и Таварая Сотацу (? - 1643) возродили школу Римпа. Блестящий каллиграф и керамист, Кэндзан пробовал себя и в живописи: его манере свойственны благородство стиля и умение создать форму свободными, но уверенными мазками кисти.

Его творческое имя - "Кэндзан" - означает Житель Небесной Горы. Наиболее часто он покрывал свои сосуды цветочным орнаментом или изображал ветки сливы, вишни, побеги бамбука под снегом.



***

Огата Кэндзан (1663-1743) - сын крупного торговца тканями, высокообразованного и развитого человека, Кэндзан получил специальное худо­жественное образование. Большое влияние на формирова­ние его творческого мастерства оказал старший брат Корин - один из основоположников декоративной живопи­си и выдающийся специалист в самых различных областях прикладного искусства.

Будучи незаурядным художником, Огата Кэндзан с ран­ней юности начал изучать искусство керамики под руковод­ством знаменитого керамиста Нинсея, который работал в Киото во второй половине XVII века. Творчески изучая на­следие прошлого, особенно глубоко интересуясь мастерст­вом своего старшего современника Хонами Коэцу, Кэндзан быстро завоевывает известность. Он не только делал пре­восходные рисунки для керамических изделий, но сам со­здавал разнообразные по форме сосуды, чаши, блюда, вазы. Его произведения приравнивались к скульптуре - так совершенна была их форма, с которой гармонично сочетался узор. Они всегда несли на себе отпечаток индиви­дуальности мастера, были исполнены каким-то особым «почерком». Его композиции, как правило, были заимство­ваны из окружающей жизни. Они были так безыскусны, так правдивы, что иной раз производили впечатление на­турных зарисовок.

image Click to view



Это чувство рождается при виде небольшой тарелочки в форме раскрытого веера, где изображена высокая трава, среди которой мелькают головки цветов на тонких длин­ных ножках. Расположение травинок и цветов многократ­но повторяет форму веера и вместе с тем рождают ощуще­ние, что легкий ветерок колышет их тонкие стебли. Сочета­ние нежных глазурей подчеркивает этот глубоко поэтиче­ский образ.

Неизъяснимым очарованием веет от сделанной его руками чаши для чайных церемоний. Созданная в традициях ри­туала чайной церемонии нарочито простой, но благородной формы, она являет собой высочайшее достижение в области этого искусства. Густая темная полива служит прекрасным фоном для белых нежных лепестков цветов югао («Вечер­нее сияние») и сочных изумрудных листьев. Ее отличием является естественная простота композиции, изысканное сочетание глазурей и удивительно найденная масштабность. Образ югао навеян «Гэндзи - моногатари» - одним из наи­более излюбленных произведений классической японской литературы, откуда черпали свое вдохновение многочис­ленные художники. Кэндзан сочиняет стихи, воспевая югао, и собственноручно пишет их на стенке чаши, допол­няя декор изысканной каллиграфией.

С именем Огата Кэндзана свя­зан расцвет японской керамики в конце XVII - начале XVIII века. Благодаря творчеству этого выдающегося художника, в Японии искусство керамики поднялось на очень большую высоту.

Бернард Лич, благодаря работам которого японская керамика оказала большое влияние на студийное движение керамистов, учившийся вместе с Кэндзаном VI, получил имя Кэндзан VII.

https://artsandculture.google.com/entity/m01pzhk?hl=ru

искусство, Огата Кэндзан, каллиграфия, живопись, видео, керамика, Япония

Previous post Next post
Up