Окудэн
Ката, используемые в практике Пути, имеют как видимые, так и скрытые элементы. Эти скрытые, или «секретные» аспекты ката или рю называются окудэн. Оку означает «внутренний», дэн - «традиция» или «учение». Имелось несколько причин для использования окудэн в классических японских искусствах.
Несмотря на популярное мнение слишком романтичных писателей, посвящающих свои работы этому аспекту японской культуру данное явление далеко не всегда было столь уж эзотерическим или духовным. Один мой друг сказал мне, что знал человека, который получил окудэн в бонсай. (Иногда окудэн обозначает также и ранг последователя учения). После многих лет изучения бонсай этого адепта наконец-то приняли в ближайшие ученики всего за 10,000 долларов. Я спросил, с чего вдруг кому-то надо платить такие огромные деньги? Мой друг сказал, что его знакомый довольно серьезно занимался бонсай, даже более того, он сам был учителем бонсай. И он имел собственный рассадник бонсай. И жил он в Японии. Что само собой означало, что приобретение такого знания, - а особенно высокого ранга, полученного вместе с передачей традиции, - неминуемо вело к увеличению числа учеников, покупателей и соответственно получению большего количества денег. Это было своего рода вложение, которое было выгодно как для самого инвестора, так и для иэмото - учителя его школы бонсай, который получил очень значительное денежное вливание.
Это достаточно редкий пример, крайняя, так сказать, степень обмана. Очень часто окудэн передается бесплатно, титул учителя и ранги в различных школах далеко не всегда стоят очень дорого. Но, как и везде, существуют свои исключения.
Исторически сложилось так, что передача ката, но не всего его внутреннего содержания, имела под собой определенные прагматические цели. Иногда учитель руководствовался соображениями относительно того, кто может быть поднят в системе рангов, чтобы преподавать ему продвинутую программу - т.е. в основе лежал именно принцип контроля качества. Также бывало, что учитель просто не хотел лишней конкуренции со стороны учеников, которые не уступали ему опытом и знаниями. Утаивание секретных техник было способом удержания превосходства.
В прошлом такой подход обуславливался историческими причинами и личными корыстными мотивами, что, впрочем, и сегодня не редкость. Но давайте рассмотрим более глубокие аспекты концепции окудэн.
Окудэн подразумевает, что то, что ты видишь, это далеко не все. В соответствии с космологией ин-йо если у предмета есть передняя часть, значит есть и задняя. Соответственно, если что-то можно увидеть, то должно быть и то, что увидеть нельзя или, по крайней мере, это нелегко заметить. В наш век высоких технологий с его «десятью легкими уроками» по любому предмету, начиная от ремонта машины до обустройства брака, легко поверить, что любой предмет предстанет во всей своей красе, покажет все свои грани в первую же секунду знакомства с ним, причем без каких-либо личных усилий со стороны незадачливого исследователя. Так как Путь содержит некоторые аспекты, которые невозможно разглядеть с первого раза, без серьезного изучения предмета, причем это изучение представляет собой интенсивный личный опыт, то даже простое понимание того, что окудэн существует, уже является большим открытием.
Например, я хочу объяснить ученику сёдо, как можно создать касурэ - эффект притягательности - то, что позволяет белому фону бумаги показать свою сущность и свой смысл через чернила. Я могу объяснить ученику, как слегка повернуть кисть и изменить направление, пойти влево и закончить одним плавным движением, четкой точкой. Конечно, я могу все это рассказать сразу, но какая польза в том, чтобы говорить ученику о том, как сделать что-то особое, когда он еще не до конца овладел обычной техникой. Многим новичкам едва хватает силы и концентрации, чтобы правильно удержать кисть и нарисовать прямую линию, просьба воспроизвести какой-то особый эффект типа касурэ только вызовет ненужное напряжение, добавит сложности и замедлит процесс обучения. Очевидно, что ученик в данном случае получит чрезмерное количество информации, которую будет просто не в состоянии усвоить.
В этом смысле учитель не просто «скрывает» от ученика определенные знания и техники, он ждет, когда ученик станет достаточно опытен, чтобы оценить аспекты искусства, которые были недосягаемыми на начальной стадии обучения. Эта тайная техника или, даже всего лишь деталь может лишь немного отличаться от того, что выполняется в базовом варианте, это изменения, которые кажутся такими незначительными и все же столь важными.
Обучение в практике Пути зачастую делится на уровни: сёдэн, тюдэн и окудэн - начальный, средний и продвинутый. Разница между этими уровнями и привычным для нас делением в школе в том, что в традиционных искусствах это деление не иерархическое - все уровни обучения относятся к разным частям одного целого - Пути.
Иногда ученики неправильно понимают эту градацию и говорят, что им еще рано переходить к продвинутому разделу обучения, объясняя, что они еще не достаточно хорошо овладели основами. Не говоря уже о том, что достижение абсолютного мастерства в практике Пути это вообще вещь невозможная, во многих искусствах только при изучении материала продвинутого уровня можно более досконально разобраться с основами. Продвинутый тренинг открывает для ученика ту глубину основ, которая была недоступна ему на начальном этапе, - окудэн базовых знаний.
Т.о. последовательность сёдэн-тюдэн-окудэн, через которую проходят все ученики До, представляет собой не линию, а круг, понимание основ ведет к материалу следующего продвинутого уровня, который в свою очередь помогает лучше понять основы. Отказ ученика перейти на следующий уровень обучения фактически означает отказ пройти полноценное обучение, а этот полный уровень знаний очень важен, так как Путь не только не дуален, но также и целостен.
В настоящее время концепция окудэн применяется далеко не всеми учителями До даже в Японии. А в некоторых случаях она используется просто не правильно. Самое главное, что нужно уяснить, это то, что суть Пути - в его основах, и нет в них ничего действительно тайного или секретного, знание ждет того, кто готов его получить, сделать свое очередное открытие. Серьезные и упорные ученики часто открывают окудэн самостоятельно.
Большинство из нас хочет получить «тайные» знания, нам кажется, что намного легче получить то, чего у нас нет, чем изменить себя. Собирание знаний ничем не отличается от коллекционирования домов, машин и других вещей. Завистливый, жадный человек все равно таким и останется, даже если у него будут дом за полмиллиона долларов и шикарная машина. Любой, у кого есть на то веские причины, может получить знания. Но мудрость и понимание того, как эти знания можно использовать, приходят только через личную трансформацию. Это вопрос не того, сколько мы успели насобирать, а того, что мы собой представляем, кто мы есть на самом деле.
Новые знания, новые методы и тому подобное не приводят к осознанию. Понимание приходит не из вне, его нельзя получить или купить - даже в форме окудэн.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Пятая часть Шестая часть Седьмая часть Восьмая часть Девятая часть Десятая часть Одиннадцатая часть Двенадцатая часть Часть XIII Часть XIV Часть XV Часть XVI Часть XVII Часть XVIII Часть XIX Часть XX Часть XXI Часть XXII Часть XXIII Часть XXIV Часть XXV Часть XXVI Часть XXVII Часть XVIII Часть XXIX Часть XXX Часть XXXI Часть XXXII Часть XXXIII Часть XXXIV Часть XXXV Часть XXXVI Часть XXXVII Часть XXXVIII Часть XXXIX Часть XL Часть XLI