Что такое Чжу Ни? Часть I. Автор - Маршал Н. Итак, мы разобрались с базовым определением, но это нам не очень-то помогло, не так ли? Для 99% из нас знание, где именно находилось исчезнувшее месторождение глины, не облегчает оценку исследуемого материала, а именно Чжу Ни
Вот где все становится запутанным. Читая тексты об исинских чайниках династии Цинь, первое что я заметил, что по большей части, цвет чайников после обжига описывался как «цвет свиной печени» или «цвет железа или металла». О некоторых сказано, что они имели коричневый оттенок. Очень редко, если вообще, упоминается цвет киновари. По сути, в книге Янсянь Минтао Лу (кит. 陽羨名陶錄) - Записи о знаменитой керамике из Янсянь (Янсянь - старинное название области Исин) - единственное место, где я нашел слово «киноварь» было в строчке, которая касалась описания окаменелой желтой глины (Ши Хуан Ни) из горы Чжао Чжуань. Вот и все. Больше нигде.
Так что историк во мне задается вопросом, является ли очарование Чжу Ни более поздним явлением? Если мастера династии Мин делали чайники из глины, которую сегодня мы бы охарактеризовали как Цзы Ша, а не Чжу Ни, тогда почему внезапно появилось увлечение Чжу Ни, и цены на нее достигли астрономических высот?
К сожалению, я не думаю, что у меня есть ответ. Похоже, что чайники из Чжу Ни, в том виде, каком мы их знаем сейчас, начали производиться уже после первоначального «золотого века» исинских чайников. Есть, вероятно, экономические причины - если оригинальная глина была в окаменелом состоянии и поэтому более сложной в обработке, то резонно, что Вы сначала стали бы работать с другими видами глин, которые были уже готовыми. Также, думаю, что если продавец заявляет, что у него есть чайник из Чжу Ни династии Мин, это будет звучать очень подозрительно. Иначе в книгах бы встречалось больше упоминаний об этой глине.
Или, может, чайники из Чжу Ни ценятся коллекционерами, просто потому, что встречаются редко? Этот аргумент о редкости мог бы объяснить ценность чайников из Чжу Ни. Но я думаю, что дело все-таки не в этом - чаи, которые делались раньше, были другими.
Раньше не было свежих зеленых улунов. Не было Лун Цзина с бобовым ароматом. Чаи раньше сильно обжаривались, даже зеленые (наподобие японской Ходзи Ча). Улуны в том виде, как их знаем мы, по сути, изобретение 19 века. Чжу Ни славится тем, что она акцентирует высокие ноты в чае, позволяя им преобладать в настое. Она не упоминается как глина, которая способна убрать неприятные привкусы из чая, как может Цзы Ша. Так что, возможно, вкус и методы производства чая изменились, и поэтому требования к глине стали другими.
Cтатья подготовлена специально для "
Дома Живого Чая"