Ввиду множества мелких германских королевских дворов, увлеченных восточной эстетикой, увеличивалось количество коронованных особ, вкусы которых распространялись на новые регионы по мере международного расширения матримониальных связей германских королевских фамилий. Фантазия и энергия принцев и принцесс способствовали созданию в Европе значительных художественных образцов восточного стиля.
Китайский чайный домик в Сан-Суси, сооруженный в середине XVIII в. для Фридриха Великого, - один из самых известных примеров. Расселившиеся по Европе братья и сестры Фридриха, вдохновленные его примером, строили китайские павильоны в собственных садах и парках. Август II Сильный еще в начале XVIII в. «пробовал силы» в возведении построек в восточном стиле (сначала «японский дворец», а затем индийский увеселительный замок в Пильнице и китайские комнаты в садовых и парковых павильонах).
Постепенно происходило распространение восточных влияний и в скандинавских странах, где правили немецкие князья. По семейным каналам восточная мода быстро вместе с германскими принцессами добралась и до Санкт-Петербурга. Царицы - этнические немки прививали русскому дворянству наряду с другими более известными увлечениями и вкус к шинуазри.
Можно сказать, что европейское увлечение Востоком для русской культуры стало соблазном, которого она не смогла избежать. Тем не менее, и раньше «восточная тема» уже присутствовала в русской культуре. Д. Сарабьянов отмечает, что уже храм Покрова на Рву на Красной площади в Москве (собор Василия Блаженного), созданный в 1554-1560 гг., при безусловном наличии готических и ренессансных черт в наружном убранстве обнаруживает доминирование сказочной красоты с восточным привкусом.
Для русских образ Востока совпадал с некоей ориентальной фантазией, реализующейся в общих принципах пестроты, орнаментальности, причудливого ритма, свободной стихийности. Кроме того, влечение к восточной культуре в России подогревалось событиями во внешней политике. Русско-турецкие войны, покорение Кавказа также оставили след в русском интерьере, до наших дней сохранив моду на оттоманки, кавказские ковры, восточные диваны, курительные комнаты с коллекциями оружия. Чесменский дворец, Бахчисарайский дворец в Крыму, турецкий «Киоск» в Царском Селе свидетельствовали о влиянии турецкой эстетики.
Восхитительные образцы шинуазри в России - Китайский кабинет во дворце Монплезир, Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайская беседка в Царском Селе. При проектировании построек для увеселительного сада в Екатерингофе архитектор О.-Р. Монферран обратился к различным, в том числе и китайским мотивам. Для изготовления мебели образцами служили подлинные восточные предметы, на основе которых создавались точные копии и стилизаторские изделия.
Владельцы мастерских выписывали проекты из-за границы, пользовались эскизами, публикующимися на страницах специальных художественных журналов. В 1783 г. было закончено оформление Китайского зала Большого Царскосельского дворца по проекту Ч. Камерона. Использование дворцовой коллекции фарфоровых и краснолаковых изделий, а также подлинные китайские шелка и расписные лаковые панели, которыми декорировались стены, стали продолжением обязательной традиции, сложившейся в русских дворцах с петровских времен. Работы Ч. Камерона в китайском стиле заслужили высокой оценки, что В. Н. Талепоровский объяснял как результат недопущения вульгарности, свидетельство глубокого и искреннего понимания восточной эстетики и введения в интерьер подлинных фрагментов. «Изучая Китай не по европейским повторам, а по подлинным произведениям лаковой живописи, изделиям из фарфора и слоновой кости, Камерон стоит перед нами цельной, законченной фигурой художника-артиста, блестящего энциклопедиста, художника», который «творил, не беря готовых голых форм китайской архитектуры, а претворял их в общую концепцию своего представления о Китае», «в своей концепции Камерон превращал китайские формы в европейские, а свои, европейские формы, переносил в обстановку Китая, «не архитектурную форму он переносит зрителю, а вводит самого зрителя в Пекин».
Для оформления в стилистике шинуазри Китайского зала архитектор спланиовал гарнитур мебели и каминный экран, обитые китайскими шелками. Мебель для Китайского зала была совершенно оригинальным творением Камерона, что свидетельствовало о богатой фантазии зодчего. Активное использование цвета как своеобразное напоминание о традиционной китайской лаковой мебели позволяло мебели, созданной Камероном, вполне вписываться в европейскую классическую традицию, однако, отличаясь особой выразительностью и полифоничностью в использовании цвета и материалов.
По поручению Екатерины II был создан Китайский дворец в Ораниенбауме, получивший название «Собственного дома императрицы», или «Уединения» (архитектор А. Ринальди). Одна из комнат дворца - Стеклярусный кабинет - явилась уникальным образцом техники декора шинуазри. Три стены кабинета были украшены китайскими панелями, расписанными Ж. Пильманом, выдающимся французским мастером фантазий на тему Востока.
Продолжение следует...
- Э. Э. Чистякова -
Часть I