Уже к эпохе Сун (960-1279) в Китае сложилась развитая культура чая. В первую очередь это связано с тем, что в эпоху Тан (618-907) чай начали употреблять в качестве напитка буддийские монахи. Затем его стали использовать в практике даосизма и буддизма, в связи с чем он приобрел сакральное значение. Чай также фигурировал в обмене подарками, монахи начали презентовать его императору в качестве особого подношения, кроме того чай стали широко использовать в быту, а также в качестве целебного напитка. Однако выражением всенародного признания, которое чай получил в Китае в эпоху Тан, стали книги посвященные ему. Среди них центральное место занимает «Чайный канон», написанный в VIII в. Лу Юем (733-804). Книга получила широкую известность и повсеместное признание, а самого автора чаеводы стали почитать как своего покровителя. Считается, что именно «Чайный канон» открыл новую страницу в истории чайный культуры Китая и стран всего восточноазиатского региона.
Развитие чайной традиции в эпоху Сун (960-1279)
Чайная культура эпохи Сун (960-1279) развивалась быстрыми темпами. Прежде всего, это связано с тем, что в это время она укреплялась и пропагандировалась двумя социальными полюсами, двумя противоположными началами - императорским двором и простыми людьми.
Уже во времена династии Сун Китай был крупнейшим государством по производству чая. Мест, где выращивался чай, было много: на западе это были территории Западной Сычуани, на востоке - провинция Фуцзянь, на севере - районы, прилегавшие к реке Хуанхэ, на юге - провинция Гуандун и др.
Китайские исследователи отмечают, что во время правления Чжэнь-цзуна (968-1022) по всей стране каждый год производили 800 тысяч цзиней чая. Во время правления Жэнь-цзуна (1010-1063) в стране ежегодно производили 3 миллиона цзиней чая. К тому моменту, когда династия Сун пришла в упадок, годовой объем производства чая резко увеличился до отметки 12 миллионов 810 тысяч цзиней.
В эпоху Сун строго придерживались определенных сроков сбора чайного листа. Самым подходящим временем считался период между сезоном 惊蛰Цзинчжэ «Пробуждения насекомых» и сезоном 清明Цинмин «Чистого света». Самым подходящим моментом для высадки чайного дерева считалось раннее утро солнечного дня, пока не высохла роса, поскольку после восхода солнца соки дерева истощались, а содержание влаги в его листьях уменьшалось. Чайные листья собирались ногтями, а не пальцами, чтобы температура рук сборщика не повлияла на качество сырья.
В это же время собранные листики чайного дерева необходимо было обработать паром, высушить, упаковать и передать со скакунами в столицу. Ежегодно эта партия чая была первой для подношений императору, поэтому она получила название头纲 тоуган (букв. «первая партия», или «головная партия»).
Китайские историки чайной культуры выделяют три вида чайных изделий эпохи Сун: 散茶 саньча (букв. «рассыпной чай»), 片茶 пяньча (букв. «плиточный чай») и 腊茶 лача (букв. «кирпичный чай в восковой оболочке»). Для изготовления приведенных выше видов чайной продукции использовался один и тот же вид чайного листа, однако его обработка существенно отличалась. Рассыпной чай был подвержен минимальной обработке, в то время как обработка плиточного и кирпичного чая в восковой оболочке представляла трудоемкий процесс. Плиточный чай - это прессованный чай, листья которого слипаются и образуют сгустки, из которых изготавливают чайные брикеты. Кирпичный чай в восковой оболочке представлял собой предварительную обработку плиточного чая: чайный лист подвергался компрессионному прессованию, его поверхность покрывали кунжутным маслом, мускусом, клейким рисом и подобными по консистенции смазками. Этот процесс придавал чаю блеск, в результате чего он смотрелся эстетично и при этом был удобен в использовании. Такой вид чая имел длительный срок годности.
Согласно данным китайского исследователя Ли Кайчжоу, императором Жэнь-цзуном была разработана классификация, в соответствии с которой рассыпной чай делился на 59 видов (оптовая цена самого низкого сорта составляла 13 вэней за каждый цзинь), плиточный чай - на 55 видов (оптовая цена самого низкого сорта составляла 10 вэней за каждый цзинь), кирпичный чай в восковой оболочке - на 12 видов (оптовая цена самого низкого сорта составляла 65 вэней за каждый цзинь).
Таким образом, опираясь на мнение исследователей чайной церемонии, можно сделать вывод о том, что императоры династии Сун в отличие от императоров династии Тан (618-907) отдавали предпочтение плиточному чаю. К такому виду и относился «чай для подношений императору». Очевидно, что на основании этого прессованный чай занял главенствующее место в эпоху Сун.
В период династии Сун впервые начали подавать чай в процессе выполнения ритуальных церемоний, совершаемыми членами императорской семьи и людьми, принадлежащим к высшему сословию. Как правило, чайные церемонии проводились осенью и весной во время грандиозных придворных праздников. В то время было принято «преподносить чай в дар», когда проводились императорские экзамены, когда император принимал у себя чиновников и иностранных послов, либо когда проходила церемония поминовения усопших.
Считается, что в эпоху династии Сун при приготовлении чайного напитка в обычай вошла оценка качества чая. С этим связано распространение среди всех слоев общества специфических «чайных соревнований» 斗茶 доуча. Главная задача подобных состязаний - выявить того, кто приготовит чайный отвар наиболее качественно и вкусно.
Согласно данным, которые предлагает Виногродский Б. Б., проведение чайных соревнований среди крестьян-чаеводов было широко распространенным явлением. Как правило, они соревновались в изготовлении лучшего чая для поставки к императорскому столу.
Продолжение следует...
Автор: Мишенева Н.В.