Гид по китайским глазурям

Mar 23, 2018 09:52

1. Династия Тан (618-907) - Саньцай или трёхцветная керамика

Саньцай буквально означает три цвета, но на самом деле это общий термин, потому что можно видеть примеры Саньцай, в которых есть более трех цветов. Обычно основными цветами данной керамики являются зеленый, кремовый и янтарный, известные на Западе как «яйцо и шпинат», но глазурь может также иметь коричневый, синий и фиолетовый оттенки.



A very rare and important sancai-glazed pottery figure of a female polo player, Tang dynasty (ad 618-907). 13¾ in (35 cm) long, metal stand, cloth box. Sold for $372,500 on 14-15 September 2017 at Christie’s in New York


Во времена династии Тан (618-907 гг.) изделия Саньцай широко использовались для погребальной утвари, таких как сосуды и фигурки. «На этих фигурах можно наблюдать много мест, которые были намеренно оставлены неглазурованными», - объясняет Чан. «Поскольку глазурь действительно жидкая, все эти разные цвета будут смешиваться во время обжига - что не идеально подходит для изображений черт лица. Таким образом, на объектах их оставляли неглазурованными, а затем дорисовывали их цветными пигментами. На многих изделиях, которые мы видим сегодня, пигмент утрачен, потому что он в основном состоит из органических материалов, но глазурь остается яркой ».

2. Династия Сун (960-1279)



A very rare and important painted cizhou ‘fish’ truncated meiping, Northern song-jin dynasty (960-1234). 9⅞ in (25.1 cm) high, Japanese double wood box. Estimate: $500,000-700,000. This lot is offered in The Classic Age of Chinese Ceramics - The Linyushanren Collection, Part III on 22 March 2018 at Christie’s in New York

Династия Сун, в отличие от своего предшественника, Тан, известна монохромными, очень прохладно-тонированными глазурями, которые напоминают нефрит и серебро, снег и лед.

Монохромные глазури из Династии Сун выглядят очень современно, хотя им больше 1000 лет. Я никогда не перестаю удивляться тому, как они могут достичь этого очень гармоничного баланса между формой и глазурью, - комментирует Чан.

Самая известная керамика Династии Сун представлена пятью основными печами: Жу (Ru), Гуань (Guan), Гэ (Ge), Дин (Ding) и Цзюнь (Jun).

3. Династия Сун (960-1279) - керамика Жу



A small Ru-type foliate dish. Yongzheng period (1723-1735). 5⅝ in (14.3 cm) diam. Estimate: £10,000-15,000. Sold for £75,000 on 8 November 2016 at Christie’s London

«Наиболее популярными на нынешнем рынке являются фарфоровые изделия, производимые в печи Жу, - объясняет Чан. «Они крайне редкие; в настоящее время в мире насчитывается всего около 70 известных произведений ».

Эта глазурь очень особенная, потому что содержит агат, который в то время был чрезвычайно трудно добываемым. Подобно селадоновым Лун Цюань изделиям, эта керамика содержат оксид железа, который придает им нефритовые оттенки. Изделия часто покрыты трещинками, которые образовывались на глазури в результате охлаждения глазури быстрее, чем керамическая масса.

4. Династия Сун (960-1279) - керамика Гэ и Гуань



A very rare and important guan-type longquan celadon hu-shaped vase, Southern song dynasty (1127-1279). 8⅞ in (22.5 cm) high, Japanese triple wood box. Estimate: $40,000-60,000. This lot is offered in The Classic Age of Chinese Ceramics - The Linyushanren Collection, Part III on 22 March 2018 at Christie’s in New York

«Мы говорим о Гэ и Гуань, как о двух разных глазурях, но есть много научных дискуссий о том, действительно ли существовала печь Гэ», - говорит Чан. «Все дискуссии, в любом случае, признают, что как изделия Гуань, так и те, которые приписываются Гэ, имеют отличительную потресканную глазурь. Китайцы называют её Цзинь Сы Тэ Сянь, что означает золотистая нить и железная нить, которая относится к двум наборам линий, видимых в глазури - одни более тонкие и золотистые по тону, а другие темнее и толще».

5. Династия Сун (960-1279) - керамика Дин



A rare and superbly carved ding ‘lotus’ conical bowl, Northern song dynasty, 11th-12th century. 8¼ in (21 cm) diam. Sold for HK$7,480,000 on 30 May 2016 at Christie’s Hong Kong

«Керамика Дин отличается своими белыми изделиями оттенка слоновой кости с инкрустацией или штамповкой», - говорит Чан. «Черные или коричневые глазури также иногда использовались и они очень редки».

Отличительной чертой керамики Дин является наличие «слез» (следов от потёка глазури). «Такие полосы появлялись на некоторых изделиях, - объясняет Чан. «Они являются хорошим признаком того, что изделие является подлинным, поскольку они обычно не появляются на поздних подражаниях».

6. Династия Сун (960-1279) - керамика Цзюнь



A large and very rare purple-splashed jun bowl, Northern song-jin dynasty (960-1234). 9 in (23 cm) diam, box. Sold for HK$4,860,000 on 30 November 2016 at Christie’s in Hong Kong, HKCEC Grand Hall

«Глазурь Цзюнь наболее живая по сравнению с глазурями изделий из других четырех печей», - объясняет Чан. «Керамика Цзюнь известна своей очень густой, яркой синеватой глазурью, которая на разных изделиях выглядит иначе. Этот синий цвет не является результатом использования пигмента, но на самом деле представляет собой оптическую иллюзию, вызванную феноменом, называемым жидкофазным разделением фаз, что приводит к опалесцирующему эффекту ». Некоторые изделия Цзюнь также имеют декоративные красноватые или пурпурные брызги в результате использования меди в глазури.

«Также стоит отметить наличие на многих изделиях Цзюнь того, что китайцы называют« следы земляных червей », напоминающих следы, оставленные в почве дождевыми червями. Редко встречаемые при поздних подражаниях, эти маркировки являются хорошим показателем того, что изделие является подлинным».

7. Династия Сун (960-1279) - Селадон



A longquan celadon tripod censer, Southern Song dynasty (1127-1279). 5¾ in (14.7 cm) diam, reticulated silver cover, Japanese wood box. Estimate: $10,000-15,000. This lot is offered in The Classic Age of Chinese Ceramics - The Linyushanren Collection, Part III on 22 March 2018 at Christie’s in New York

«На Западе термин «селадон» используется для описания любого азиатского фарфора, который имеет бледный нефритовый цвет», - говорит Чан.

Селадоновые глазури возникли в Китае, где и стали производиться изделия, включая печи Юэ и Лунцюань в провинции Чжэцзян. Техника позже распространилась в Кореи, Японии и Таиланде. Несмотря на свое название, селадоновые глазури могут варьироваться в цвете от белого и серого до синего и желтого, в зависимости от того, насколько плотная использовалась глазурь, какой тип глины использовался, ингредиенты глазури и как обжигаются изделия.

В Японии селадоновые изделия с синеватым оттенком особенно почитаются, их цвет указывает на то, что они были произведены в Лунцюань, провинция Чжэцзян во время династии Южной Сун (1127-1279).

8. Бело-голубая керамика



A rare blue and white ‘dragon’ jar. Xuande six-character mark in underglaze blue. 13¾ in (35 cm) high. Sold for £125,000 on 8 November 2016 at Christie’s London

Термин «бело-голубая» охватывает широкий диапазон стилей, в которых используется синее и белое украшение, объясняет Джессика. «Синий и белый состоит из подглазурного украшения синим кобальтом, нанесённым поверх белого фарфорового тела, а глазурь на самом деле прозрачна», - говорит Чан.

Начиная с 9-го века и до династии Цин (1644-1912), данный стиль, пожалуй, был самым популярным в китайской керамике и представлен в нём одними из самых ценных предметов в мире. «Многие считают, что изделия периода Канси времён династии Цин были лучшими, - говорит специалист, - но бело-голубая керамика Юань (1279-1368 гг.) И Мин (1368-1644 гг.) также имеют большую историческую, эстетическую и денежную ценности».

Изделия Канси ценятся за их светлое тело, яркий синий цвет и стиль живописи, который Чан описывает как «более контролируемый и очень утонченный». Синий кобальт - считавшийся ценным товаром - был импортирован из Персии мусульманскими торговцами, и многие из ранних изделий бело-голубой керамики демонстрируют влияние исламских украшений. Бело-голубая кермика была впервые экспортирована в Европу в 17 веке голландской Ост-Индской компанией, вызвав увлечение стилем и вызвав ряд подражаний.

9. Керамика Фламбэ ("пылающая")



An imperial flambé-glazed vase, hu, Qianlong six-character incised seal mark and of the period (1736-1795). 8¾ in (22.2 cm) high. Sold for $223,500 on 16 March 2017 at Christie’s in New York

«Фламбэ - это название, которое даётся переливающейся глазури высокотемпературного обжига, которая имеет синий, фиолетовый и красноватый оттенки. Это результат меди или других металлов, которые разрушаются на поверхности очень жидкой глазури, в результате такого метода получаются уникальные изделия », - объясняет Чан.

«Невозможно найти два идентичных предмета даже в одной и той же форме, потому что процесс производства не контролируется, что делает его очень захватывающим», продолжает она. Хотя такие изделия имеют большую абстрактную привлекательность, они часто не так высоко ценятся, как сложные имперские изделия Мин и Цин. «Фламбэ - не типичная китайская глазурь», - говорит Чан. «Это абстрактные предметы, другая эстетика - но это одна из моих любимых глазурей из-за её ярких тонов. И такая керамика заслуживает высокой оценки».

10. Период Канси (1662-1722) - керамика Уцай, включающая керамику famille rose и famille verte



A massive and superbly-decorated famille rose baluster jar and cover, Yongzheng period (1723-1735). 31⅞ in (81 cm) high. Sold for $137,500 on 14 September 2017 at Christie’s in New York

Уцай, что означает «пять цветов», первоначально встречается в фарфоре, украшенном в палитре пяти цветов, относящихся к периоду Мин (1368-1642), особенно во времена правления императоров Цзяцзин (1522-66) и Ваньли (1573-1619). «Поскольку синяя эмаль не существовала во времена династии Мин, фарфор Уцай производился с помощью глазурирования изделий после того, как они обжигались один раз, с подглазурным украшением из синего кобальта», - замечает Чан. «Затем изделие обжигалось второй раз уже с надглазурным украшением, в котором были представлены различные цвета, включая красный, зеленый, синий, желтый и фиолетовый».

Позже в период Канси керамика Уцай превратилась в то, что западные специалисты теперь называют «famille verte», французский - «зеленая семья». В течение этого периода палитра изделий была чистой зеленой, с эмалями других цветов, используемых для украшения.

Примерно в конце периода Канси в Китае начали производить famille rose, или керамику «розового семейства» . Составленная в основном из непрозрачных белых и розовых эмалей, полученных из коллоидного золота, которые пришли через иезуитов, , эта новая палитра стала очень популярной во время правления Юнчжэна и Цяньлуна. Изделия "розового семейства" Юнчжэна имеет тонкое и женственное качество, уникальное для этого периода; многие ценители считают его лучшим в своем роде, - замечает Чан.

11. Период Канси (1662-1722) - глазури персикового цвета



A peachbloom-glazed seal-paste box and cover, Yinse He. Kangxi six-character mark in underglaze blue. 2⅞ in (7.4 cm) diam. Sold for £137,000 on 8 November 2016 at Christie’s London

«На китайском языке существуют различные термины для глазури персикового цветка, такие как «бобово-красный», «румянец красавицы», «лицо ребенка» или «пьяная красавица», чтобы описать особый вид румяного тона, который напоминает кожу человека», - говорит Чан.

Этот цвет румян очень востребован коллекционерами, особенно если на изделии есть зеленые пятна. Чтобы добиться этого зеленого эффекта, нужно было очень тщательно нанести глазурь, содержащую медь, прежде чем изделие обжигалось с величайшей осторожностью. Эта глазурь уникальна для периода Канси и, как правило, используется для небольших предметов.

Рассказывала специалист Christies Джессика Чан
Подготовлено "Домом Живого Чая" (https://vk.com/teahouse_nsk) по материалам Christies (https://www.christies.com)

селадон, технология изготовления, Гуань, famille rose, Дин, Уцай, Сансай, Фламбэ, Гэ, Жу, Цзюнь, Китай, глазурь

Previous post Next post
Up