Влияние учения Конфуция на варианты японского Пути
Влияние Конфуцианства на социальные устои Японии, этикет, правительство и практически все аспекты общественной жизни страны было огромным.
Исторически сложилось, что хотя император всегда находился во главе страны, он не всегда управлял ею. Значительный промежуток времени ею правил сёгун и бакуфу (военное правительство). Начиная с 1603 г., после многолетней междоусобной войны, сёгун Токугава Иэясу привел страну к эпохе мирного сосуществования. В эпоху Эдо (1603-1867) страна находилась под управлением семьи Токугава, чье бакуфу активно заимствовало конфуцианские доктрины Китая, пытаясь т.о. оправдать моральную законность своей власти. Конфуцианство с его заботой о социальном поведении оказало огромное влияние на рэйдзи, или этикет, который также затрагивает различные варианты Пути.
Токугава выбирал концепции консервативного направления Конфуцианства - Чу Хси - идеи социального приличия и почтительности по отношению к старшим, которые помогали Токугаве подкрепить свои взгляды на социальный порядок и обеспечить лояльность бакуфу. Тем не менее, это привело к возмущениям в определенных слоях общества против Конфуцианства, проповедуемого Токугавой.
Бакуфу создали список конфуцианских принципов, который был официально одобрен правительством. Заповеди были взяты из учения Чу Хси (1130-1200). В Японии его философия известна как Су-си или Тэй-су. В этом учении основной упор делается на преданность родителям, коллективизм и служение господину, что превращало эту философию в идеальное средство для создания социальной сплоченности и преданности бакуфу Такугавы. Неоконфуцианство Чу Хси подчеркивало необходимость познания общего посредством изучения частного, что является центральной идеей всех видов Пути.
С ростом неудовлетворенности бакуфу и его вариантом Конфуцианства по всей стране, все большую популярность начала приобретать доктрина, отличная от учения Чу Хси. В Японии она называлась Ёомэй. В основе этой доктрины лежало учение Ванг Янг-мина (1472-1529). В противовес интеллектуально ориентированной концепции Чу Хси, Ёомэй придавала особое значение интуиции и личностному развитию. И что еще более важно, Ёомэй особо выделяла необходимость контроля сознания через систематическое выполнение телесных практик. Ванг утверждал, что подобные телесные дисциплины приведут к росту добродетели. Он считал, что практика физических упражнений, как и другая физическая деятельность, укрепит единство мысли и действия, сознания и тела, а это, как нам известно, является самой сутью, идеалом всех форм японского До. Он повторял, что действия, а не слова - это путь к настоящему самосовершенствованию.
Ёомэй выражает ту же духовность, что и Дзэн, но в отличие от него, эта доктрина никогда не была так популярна на Западе.
Ёомэй также подчеркивал большую ценность личности по сравнению с унаследованным положением. В любом случае, Ёомэйское направление Конфуцианства, стоящее несоизмеримо ближе к Даосизму, чем ортодоксальное Конфуцианство, несомненно повлияло на формирование различных форм До и оказало на них такое же влияние, как и основное направление Конфуцианства, а может, даже и превзошло его.
Различные формы Пути появлялись, эволюционировали и претерпевали изменения под влиянием, как Конфуцианства, так и Даосизма. Но в отличие от древних китайцев, японцы не были столь поглощены метафизическим аспектом этих учений, и их интерпретация До оставалась более прагматичной. Другими словами от даосского Дао они взяли ровно столько, сколько и от конфуцианского.
Продолжение следует...
-
H.E. Davey -
Первая часть Вторая часть Третья часть