Ароматическая древесина аквилярии в буддийских и даосских практиках Китая. IV

Nov 24, 2017 12:10

В целом можно сказать, что разные виды аквилярии и сандала признаются даосами как важнейшие средства, с помощью которых можно достичь пределов «Трех миров».

Ярким примером даосских процессуальных практик, касающихся возжиганий благовоний, является ритуально-магическая деятельность крупнейшего святилища в Гонконге под названием Вон Тай Син 黃大仙, основанного в 1915 г. . Архитектура святилища традиционна для Китая: здесь есть и сакральные зоны, и красные колонны, и Стена Девяти Драконов (как в Пекине), и Сад Добрых Пожеланий, и конфуцианский алтарь, и храм, где хранится внушительное собрание даосских и буддийских сочинений, и зоны для посетителей, где они совершают приношения божествам, зажигая благовония и курительные палочки. Но, пожалуй, главной достопримечательностью храма является строение наподобие крытой галереи, где находятся всевозможные гадатели, которые наперебой предлагают свои услуги многочисленным посетителям.




Среди разного рода предсказателей особенно интересны те, которые основывают свои методики на культах и образах традиционной культуры, на фольклорных представлениях и богатейших религиозно-магических практиках, где используются приемы возжигания благовоний.

Так, для автора данной статьи весьма примечательным оказалось знакомство с представителем «Школы закона бессмертных лис» (狐仙法派 «Хусянь фапай»), наставником-старцем Белой Лисы (白狐老人), господином Лай И Мином (黎宜銘), который предлагает большой спектр услуг - от гадания по восьми иероглифам и пяти первоэлементам до предсказаний судьбы по физиогномическим особенностям посетителя. Он также дает консультации по использованию принципов фэншуй в офисе и дома, изготовляет амулеты на все случаи жизни (включая переезды и дальние путешествия), составляет заклинания против злых духов и заговоры от лис-оборотней. В его арсенале используемых средств важное место занимают приемы возжигания различных благовоний, а также чтение заклинаний.

Ниже следует текст такого типичного даосского заклинания для умилостивления духа бессмертной лисы во время подношения благовоний из аквилярии перед алтарем с ее изображением (狐仙上香咒 хусянь шан сян чжоу).

狐仙金科玉律真经 Хусянь цзинкэ юйлюй чжэньцзин
Свод золотых правил [от] лис-оборотней

狐仙宝诰 Хусянь баогао
Драгоценные наставления о лисах-оборотнях

志心皈命礼 Чжи синь гуй мин ли
Обряд покорения судьбе, который [нужно] помнить

昆仑之丘西王母旁有侍卫九尾狐 Куньлунь чжи цю сиванму пан ю шивэй цзювэй ху
下降凡间察善恶斩邪镇煞救良民 Сяцзян фаньцзянь ча шаньэ чжань се чжэнь ша цзю лянминь
爱君香火替君忧恤寡怜孤又赠贫 Ай цзюнь сянхо ти цзюнь сюй гуа лянь гу ю цзэн пинь
狐仙自有神通显法力无边救凡尘 Хусянь цзы ю шэнь ту сянь фали убянь цзю фань чэнь
处世交朋义当先英雄义气盖云天 Чу ши цзяо пэн и дан сянь инсюн и ци гай юнь тянь
治家报国廉为本贞忠自守对狐仙 Чжицзя бао го лянь вэй бэнь чжэнь чжун цзы шоу дуй хусянь
相由心生善恶分善对家丁与佣人 Сян ю синь шэн шаньэ фэнь шань дуй цзя дин юй юнжэнь
不义而富且贵者我心都是作浮云 Бу и эр фу це гуйчжэ во синь до уши цзо фу юнь
道门有路仙缘近天上人间两可通 Даомэнь ю лу сянь юань цзинь тяньшан жэньцзянь лян кэ тун
弘扬狐仙恭且敬永作弟子不二心 Хун ян хусянь гу це цзю цзо дицзы бу эрсинь

«У матушки Сиванму с горы Куньлунь есть рядом защитник - лиса с девятью хвостами.
Спускается в мир смертных - видит и добро, и зло, наказывает хитрецов и злодеев, помогает добрым людям.
Любит тех, кто воскуряет благовония, сострадает их несчастьям и помогает в беде.
Лиса-оборотень своими необычайными способностями и безграничной силой оберегает этот бренный мир.
Живя в мире людей, как и прежде, водит дружбу с героями и верна им перед небом.
Хозяйка дома, честно выполняющая свою работу, чтобы и дальше оставаться честной, должна держать себя строго перед лисой-оборотнем.
Человек, каков изнутри, таков и снаружи: есть те, кто добр и со слугами,
А бесчестные богачи для меня не стоят внимания.
К вратам Истины лежит путь бессмертных, они достижимы и для небожителей, и для людей.
Относитесь уважительно к лисам-оборотням и не будьте двуличны».

Таким образом, рассмотренные примеры религиозно-мистических практик с использованием благовоний, с давних времен существующих до сих пор в современных мегаполисах Китая, иллюстрируют серьезное отношение со стороны буддизма и даосизма к ароматам. Анализ текстов (особенно буддийских) выявляет парадокс: внешнее благочестие, основанное на формальном соблюдении обрядов, противопоставляется внутреннему духовному состоянию. Зачастую свойства «истинного аромата» трактуются как интеллектуальные и нравственные качества, а не запахи в буквальном смысле. При этом наличие храмов, культовых сооружений, ритуалов, служителей и адептов не исключает из повседневной жизни важности подходов традиционной науки, медицины и искусства, издавна существующих в Китае в рамках мировоззренческого и философско-религиозного синкретизма. Рассмотренные примеры показывают необыкновенную устойчивость традиционного мировоззрения, опирающегося на незыблемые ценности письменной традиции и народных представлений, а также на ритуально-сакральную атрибутику, сопровождающую все важнейшие этапы жизни человека в социуме.

Войтишек Е. Э. Ароматическая древесина аквилярии в буддийских и даосских практиках Китая // Вестн. НГУ.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть

А услышать аромат аквилярии, можно в Доме Кодо, где имеется как древесина агара, так и премиум ароматические палочки из кяры и агара:https://vk.com/kodo_ru

Путь Аромата, Кодо, агар, буддизм, благовония, Китай

Previous post Next post
Up