История, анализ и атрибуция японской фарфоровой продукции Арита. Часть IV

Oct 31, 2017 14:38

В Арита, кроме белого фарфора хакудзи, изготавливали фарфор сомэцукэ. Этот фарфор стали выпускать под влиянием китайских образцов, а также тя-но-ю - чайной церемонии. Однако образцы голубого фарфора китайского стиля показались японским гончарам грубыми. Поэтому он был заменен совершенно другим, более выразительным по форме и легким по росписи стилем. Фарфор раскрашивали кобальтом и покрывали бесцветной глазурью.



Антикварное Имари блюдце "Три друга зимы" ручной росписи 1880х годов. Диаметр ~ 15.5 см


Наряду с последним выпускался и фарфор сомэнисикидэ, декорированный подглазурным кобальтом и цветной росписью надглазурными красителями. Обычно эти изделия раскрашивали красным, зеленым, желтым, синим. Такая раскраска пользовалась успехом у потребителей. Вскоре в Арита освоили новый стиль цветного декора, получивший название какиэмон-дэ (декор стиля какиэмон).

Однозначного ответа на вопрос о происхождении стиля не имеется. Однако исследователи единодушны в том, что значительную лепту в его создание внес известный керамист Сакайда Кидзаэмон (1596-1666) по прозвищу Какиэмон-I. Прозвище закрепилось за ним благодаря излюбленному изображению хурмы на фарфоре (яп. каки ‘хурма’). Имя осталось в истории, перешло по наследству другим членам фамилии, занятым в производстве фарфора, а те, в свою очередь, дали название какиэмон фарфоровому декору. Новый стиль развивался в результате анализа творческого наследия как Кидзаэмона, так и его потомков. Сейчас традиции стиля какиэмон продолжают гончары, относящиеся к 13-14 поколениям.



Антикварное Имари блюдце "Мифический Кирин" ручной росписи 1880х годов. Диаметр ~ 15 см. Печать Имари стоит на дне

Какиэмон творчески подошел к росписи фарфора. Он нашел удачное соотношение красного, зеленого, желтого и фиолетового цветов, хорошо смотрящихся на непрозрачной глазури нигоси-дэ (непрозрачный, мутный стиль цвета «белое молоко»). Талантливый мастер впервые применил живопись по фарфору, сохранил красоту чистого цвета, использовал примерно треть поверхности композиционного пространства. После обжига цвета сохраняли яркость и контрастно выделялись на белом глазурованном фоне. По существу, стиль какиэмон-дэ включал в себя несколько направлений с характерными элементами, заимствованными у известных школ: Кано (японская школа живописи XV в., знаменитая изображениями цветов) и Римпа (японская школа искусств XVII-XIX вв. с присущими ей орнаментальными композициями и смелым пробелом белого фона). Стиль какиэмон-дэ существенно отличался от современных ему китайских узоров и классифицировался как типично японский. Он получил признание и широкое распространение вплоть до XX в. Этот стиль фарфора взяли за образец для подражания и копирования в Европе и Китае.

Обычно в полихромной росписи изделий Арита в стиле какиэмон применяли коцугаки - метод линейной обработки контура. То же касалось и стиля иро-набэсима (яп. иро ‘цвет’), где первоначально рисунок выполняли голубым кобальтом и обводили черной линией, затем изделия расписывали основными красками - желтым и зеленым цветом. Не менее знаменитый стиль имари-нисикидэ (яп. имари ‘парчовый’) был разработан в подражание китайским изделиям периода Канси (1662-1722). Очень скоро, как это бывало и прежде, в процессе переработки чужой идеи стиль росписи стал сугубо японским, а в самом Китае изделия копировали как китайские имари. Стиль имари означает роспись всей поверхности изделия глазурованными красителями: зеленым, желтым, оранжево-красным, фиолетовым и голубым, а также черным и золотым цветами. Все красочные цвета росписи старались выдержать по колориту, что контрастно воспринимались на глазури «белое молоко».



Антикварное Кинсай Ака-э блюдце 1870/1890х годов. Диаметр ~ 10,5 см.

Сегодня промышленные предприятия Арита находятся на территории префектуры Сага в городах Арита, Западное Арита, Ямаути, Имари, Бую, Урэсино. В соседней префектуре Нагасаки в городе Сасэбо сохранился обширный район с центром, производящим знаменитые до сих пор изделия трех старинных стилей: имари, какиэмон и набэсима. Как правило, всю экспортную продукцию провинции Хидзэн свозили для продажи в порт Имари, расположенный в начале залива Омура, рядом с Арита. Затем фарфор поступал в Нагасаки, откуда его отправляли в японские торговые дома. В Европе эти изделия получили общее название имари-яки - фарфор Имари.

Продолжение следует...
- А. И. Шинковой -
Первая часть
Вторая часть
Третья часть



Антикварное Ко-Имари блюдце "Цветы" ручной росписи конца периода Эдо (1854-1868). Диаметр ~ 12,5 см.



Антикварное Ко-Имари Намасу блюдце "Три друга зимы - сосна, бамбук и цветок сливы" сделанное в период 1870-1900 годов. Диаметр ~ 14,5 см.



Антикварное Ко-Имари Намасу блюдце ручной росписи конца периода Эдо (1854-1868).

технология изготовления, Какиэмон, Имари, Арита, фарфор, керамика, Япония

Previous post Next post
Up