Японская керамика эпохи Тоётоми Хидэёси (1585-1598). Часть III

Sep 08, 2017 18:11

Личные эстетические предпочтения Тоётоми Хидэёси выразились также в покровительстве мастерской Бидзэн, одной из так называемых «старых печей Японии» (日本六古窯 Нихонроккоё). Керамикой Бидзэн (備前焼 бидзэн-яки) традиционно называется керамика, сделанная в мастерских Имбэ, поселения, находившегося в провинции Бидзэн (В настоящее время Имбэ - район города Бидзэн в префектуре Окаяма).



Бидзэн тяван мастера Такаси Сога


По традиционной версии, излагаемой Р. Йелином, Тоётоми Хидэёси был так впечатлён качеством керамических изделий Бидзэн, что объявил эту местность защищенной от любых военных действий. Он отметил шесть семей гончаров своеобразным титулом お 作 人 о-сакунин - "благородные (почтенные) мастера". Такой чести были удостоены семейства Канэсигэ, Кимура, Мори, Хаями, Охан и Тэрами. Современные исследования позволяют предположить, что причиной покровительства со стороны Хидэёси было не только восхищение керамикой мастерских Имбэ, но и желание компенсировать провинции финансовые потери в связи с закрытием знаменитых оружейных мастерских.

Многие оружейные мастерские провинции Бидзэн были закрыты из-за общего экономического упадка, вызванного длительностью эпохи Сэнгоку, и природных катаклизмов. В любом случае, убытки провинции должно было компенсировать расширение керамического производства, известного с XII в.

Немаловажным элементом признания военачальником керамики Бидзэн было эстетическое своеобразие изделий мастерских и их высокая репутация в среде мастеров чая 茶人 тядзин в XVI в. Восхищение этими предметами было связано с эстетикой ваби (в XV в. отмеченной в изделиях Бидзэн и Сигараки чайным мастером Мурата Дзюко:, предшественником Сэн-но Рикю:) и другими натурфилософскими и эстетическими категориями, составлявшими общее понятие ваби.

Продукция этих мастерских считалась воплощением принципа хиэкаруру - «строгой чайной церемонии», лежащего в поле дальневосточной натурфилософии и введенного в эстетику чайного действа Сэн-но Рикю:. Понятие 冷えかるる хиэкаруру в общем можно перевести как «холодный и поблекший», в нем качества «холодного» (冷え хиэ) и «скудного» (痩せ ясэ) соединены с рафинированностью, «высушенностью» (枯れ карэ). Ассоциации со льдом, камнем, снегом или серебром лежали в основе хиэ, отсутствие любого излишнего декора ассоциировались с понятием ясу, а сильное, грубое - с карэ. Таким образом, эта керамика была отражением фундаментальной философской оппозиции противоположностей (бытия - небытия, деяния - не-деяния и т. д.) и воспринималась как «правильная» с точки зрения истинного пути Дао, «закономерности всего сущего».

В то же время брутальный, мужественный облик предметов Бидзэн должен был импонировать волевому характеру Тоётоми Хидэёси. Традиционные изделия Имбэ имеют сходство с металлическими благодаря темному красно-коричневому (вплоть до черного) цвету черепка и фактуре естественного глазурования, напоминающей патину или ржавчину. Выходы минеральных включений из глиняной массы и оплавляющийся осадок пепла на поверхности изделий (石はぜ исихадзэ - и 胡麻 гома*) придают предметам вид старого патинированного металла.

Особые отношения, установившиеся между военачальником и провинцией, выразились и в том, что в качестве оссуария при захоронении праха Тоётоми Хидэёси использовался большой сосуд мастерских Бидзэн (вероятно,壺 цубо, традиционной формы горшок для сыпучих продуктов - зерна, бобов и др.).

* Исихадзэ - декоративный эффект естественного глазурования: выход из керамической массы на поверхность изделия крупных включений в виде отдельных зерен минералов или их скопления, образующий бугристую корку.

Гома (досл. «кунжутное семя») - декоративный эффект естественного глазурования: выход из керамической массы на поверхность изделия минеральных соединений в виде мелких капель светло-желтой или коричневато-желтой естественной глазури (похожих на семена кунжута).

Продолжение следует...
Автор: Егорова А.А.
Первая часть
Вторая часть

вабитя, Бидзэн, чайная церемония, Тоётоми Хидэёси, чайная культура, керамика, Япония, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up